Как наладить контакт с сыном моего мужчины?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Мне 32 года, с прошлого брака есть дочь, ей 1,7 лет. С бывшим мужем разошлись как говорится "полюбовно". Претензий не осталось, мною подано заявление на алименты, чтобы к материальному вопросу не возвращаться. Решаем без лишней конфликтности вопросы дочки, помогаю ему реализовать себя как отца, подсказываю. Поэтому другую сторону своей личной жизни просто не могу принять, не понимаю и не знаю как поступить. Я живу вместе с мужчиной, тоже разведенным, около полутора лет. У него есть сын от прошлого брака, мальчик семи лет. Отношения с бывшей женой у него складываются противоположно моим. Никакого компромисса, вечные претензии и "подставы". Сам этот факт уже сильно бьет по нашей жизни. Но самое главное, что ребенка во всю настраивают против отца, а уж тем более меня. Бывшей жене необходимы только деньги, она не хочет чтобы отец за что либо отвечал или имел влияние на сына. Унижающие звонки поступают регулярно. "Ты не отец! Тебе жалко денег на ребенка! Твои занятия с ним ни о чем. Ты его не воспитываешь." И вопреки сказанному "Не дам видеться больше! Не обязана тебе говорить ничего о ребенке! Когда захочу, тогда и дам тебе с ним поговорить по телефону." То есть возможности повлиять на воспитание сына она его лишает. Всё это говорится при сыне. Напрямую сыну говорится еще больше. Мальчик стал замкнут, постоянно интересуется у отца любит ли он его, ревнует его с моей дочери, а уж тем более ко мне. Поясню, что ребенок проводит с отцом вечер четверга, пятницы, остается с ночевкой на субботу и возвращается матери под конец вечера. Отец водит ребенка к логопеду, оплачивает сам занятия, делает уроки с сыном эти три дня, покупает одежду и игрушки в нашу квартиру, исправно платит алименты, даже чуть больше. В данный момент на него подано заявление на алименты, так как бывшая жена думает, что он недоплачивает. Ребенку созданы мной условия в доме, так как квартира моя. Отдала для него зал - диван, шкаф, два комода и две большие полки под игрушки. Мальчик называет комнату своей. Но при этом он игнорирует меня, может пообщаться со мной из большой личной выгоды. А так сторонится, не остается со мной вдвоем в одной комнате, начинает обижаться и всячески пакостить если отец уделяет мне при нем хоть какое-то внимание. Я дарила ему и одежду, и игрушки, покупала вкусности. Некоторые из подарков он уносил домой и мать их отнимала. Если мы все вчетвером бываем дома, то это превращается в тихий ужас. Он старается не подпускать дочку к папе, она ревет, скандалит в ответ (сильно привязалась). Мальчик устраивает сцены, хлопает дверями, кричит или игнорирует любые слова. Всё кончается скандалом, не выдерживают либо мои нервы, либо отца. Уже стараюсь отдавать дочь отцу и проводить время раздельно совсем, если он с сыном. Но это не семья. Негатив растет и множится. Просила изначально поставить мать на место или объяснять ребенку чаще что к чему, чтобы он совсем не отверг новую семью отца. Но портить и до того испорченные отношения с бывшей он не хотел, в итоге долгое время поддавался на ее манипуляции, а когда прекращал, то в голову сына происходил очередной вброс негатива на отца. С сыном он тоже говорить особо не хотел, аргументировал тем, что у него мозг перегрузится от этого. Но в итоге чем больше времени идет, тем больше мальчик, слушая маму, не принимает нас и не уважает отца. Находиться втроем с мужчиной и его сыном мне тоже тяжело психологически. Декрет и так сложное время, еще и когда три дня пребываешь в напряжении из-за ненавидящего тебя человека рядом. Понимаю, что дело в матери и ее подходе, представляю что станет с ребенком в итоге, но и сейчас жизнь стала невыносимой. Семья, которая три дня в неделю раскалывается на два лагеря. Что делать не знаю. Говорить самой с ребенком, присутствовать при его разговорах с отцом, просто ждать, терпеть негатив к себе и дальше, или просто устраниться и и смириться с жизнью врозь на эти дни. Может есть методы влияния на таких детей, возможность объяснить ситуацию корректно, направить, и кто это должен сделать в такой ситуации. Я хочу наладить контакт с маленьким человеком и пол недели чувствовать, что моя семья становится на одного члена больше, а не меньше.
Автор вопроса: Елена Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Здравствуйте, Елена.
Вы хотите наладить контакт с ребенком от первого брака Вашего мужа, испытываете напряжение при общении с мальчиком и дискомфорт от атмосферы в семье, когда ребенок находится у вас.
Елена, считаю, что в данной ситуации эффективным будет соблюдение двух условий: разграничение ответственности и установление личных границ.
Имеет смысл осознать и принять: где Ваша ответственность, а где - чужая. Воспитание ребенка, обеспечение его эмоционального и физического комфорта, коррекция поведения – ответственность его родителей. Вы не являетесь родителем этого мальчика, зачем вы берете на себя эту роль?
Взаимоотношения бывшей жены и вашего мужа, их взаимодействие по поводу воспитания, обучения и времяпрепровождения совместного ребенка – тоже не Ваша ответственность. В этом должны разбираться сами родители. Устанавливать контакт и взаимодействие по поводу ребенка после развода – тоже их дело, и повлиять на это Вам вряд ли удастся. А если вмешаться – можно закономерно «словить» весь негатив на себя.
Что же делать в этом случае? Думаю, вы итак уже сделали многое: попытались установить контакт, приняли ребенка в свою семью, не препятствуете его общению и времяпрепровождению с отцом, создали комфортные условия для его пребывания в вашей семье. На этом Ваша ответственность ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.
Теперь о границах. Личные границы – это своего рода невидимые рубежи между вами и другими людьми. Это границы вашей персональной территории (собственной личности и окружающего пространства), где вы хозяин и можете принимать решения, ни на кого не ориентируясь.
И вот здесь, когда дело касается четкого очерчивания своих границ, вы позволяете другим людям сдвигать их в сторону собственного дискомфорта. Приведу примеры из Вашего письма: «Отдала для него зал - диван, шкаф, два комода и две большие полки под игрушки. Мальчик называет комнату своей». Зачем вы обустроили самую большую комнату в квартире для ребенка, который в ней постоянно не живет? Не потеснили ли при этом себя?
«Уже стараюсь отдавать дочь отцу и проводить время раздельно совсем, если он с сыном». То есть, Вы готовы уходить из дома и забирать из дома дочь, когда Вы этого не хотите, чтобы освободить место для общения ребенка с отцом? Почему не предложите мужу выбрать другую территорию для их совместного времяпрепровождения (парк, кафе и т.д.)? Почему терпите это, если Вас не устраивает?
Да, вы не можете повлиять на воспитание мальчика, но вы можете обозначить ему те правила, которые существуют в вашей семье, и требовать от него их выполнения на время его пребывания в вашем доме. Потому что ребенок находится на Вашей территории, здесь все будет по Вашим правилам! При этом, совсем не обязательно ругаться, устраивать скандал или как-то еще общаться в агрессивной манере. Важно твердо и четко обозначить нормы поведения в вашем доме и придерживаться их, несмотря ни на что, не испытывая при этом чувство вины. Тогда постепенно и поведение ребенка выстроится и уважение появится.
И выстраиванием границ, установлением правил, соблюдением уважения к членам семьи в этом доме придется заниматься Вам, Елена. Потому что это именно Вас не устраивает. Мужу может быть тоже некомфортно, однако он с этим не стремится что-то сделать, не желает создавать конфликт.
Елена, будьте настойчивы в своих интересах. Установите четкие рамки общения и взаимодействия, продемонстрировав это мужу и ребенку. Имеет смысл обратиться к психологу, чтобы проработать тему установления и укрепления личных границ.
Желаю вам обрести устойчивую позицию в отстаивании своих интересов и обретении собственного чувства комфорта в семье.