Не люблю своего 3 летнего ребенка.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я не люблю своего ребенка. Не чувствую к нему никаких теплых чувств. Ему уже почти 3 года. После рождения все было приемлемо, но каких-то сильных чувств я не испытывала. Сейчас же у него период, когда он перестает слушаться, много балуется, я из-за этого много злюсь, могу на нем сорваться - накричать, поставить в угол, ударить по ягодицам. Затем приходит чувство вины, мне становится стыдно, я ненавижу себя за то, что причиняю ему вред, как физический, так и моральный, он пугается орущую мать. Но при этом тянется ко мне, просит обнять. А мне даже обнимать его не хочется, я не могу проявить к нему какую-то поддержку, дать тепло. Мне стыдно за это перед самой собой, перед моей матерью, которая иногда это видит. Но я не чувствую ничего, какая-то пустота. Я боюсь, что причиню ему серьезный вред в порыве гнева. Я боюсь, что причиню ему моральный вред, когда мать не любит ребенка и он вырастет нехорошим человеком. Но и насильно пробудить чувства не могу, какая-то пустота. Я не знаю, какой вопрос. Как научиться любить своего же ребенка?
Автор вопроса: Алена Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Денисова Оксана Викторовна.
Добрый день Алена! Примите мою поддержку!
3 года - это первый кризис в жизни ребенка, начинает формироваться Я-идетичность, ребенок направляет свое восприятие не на маму, которая с рождения была его всем, можно сказать всем миром, а на внешний мир. То есть с 3 летнего возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир и интересоваться всем, он везде лезет, он всё хочет потрогать, разобрать на атомы, попробовать на вкус и т.д. В этом возрасте дети, как правило, становятся очень активными, даже если до этого были более-менее спокойными. Это всё накладывает отпечаток на отношения мамы и ребенка - ребенок меньше прислушивается к словам мамы и больше направлен на внешнюю среду. Это всё предисловие, для того, чтобы вы понимали, что непослушная 3-х летка - это нормально.
Теперь о ваших чувствах - тут нужно понимать некоторые вещи. Хотели ли вы изначально ребенка или нет, ваше эмоциональное и физиологическое состояние в тот момент, когда случилась беременность, как протекала сама беременность, ваше отношение к детям вообще, есть ли у вашего ребенка папа и какие отношения у вас с вашим мужчиной, какой образ жизни у вас был до рождения ребенка и как сильно появление ребенка повлияло на образ жизни в целом. Есть ли у вас свободное время, которое вы можете потратить на себя, есть ли помощь от кого-то из близких. Ну и необходимо исключить послеродовую депрессию.
Появление ребенка в семье в любом случае меняет жизнь всех членов семьи, все вынуждены подстраиваться под запросы маленького человека, потому что его жизнь зависит от вас, и не только от вас.
Только анализ этих факторов поможет понять причины ваших чувств к вашему ребенку и наметить решение проблемы.
Крик и физическое насилие разрушает у ребенка чувство безопасности, особенно когда это исходит от близкого человека, особенно от мамы и папы. Безопасность - это базовая потребность человека, в дальнейшем может сформироваться общее недоверие к миру, нерешительность, чрезмерная робость, различные страхи и много чего еще.
То что вы признаете в себе эти чувства - это уже очень много для решения.
Для начала можно поставить себе цель не полюбить, а не навредить! Исходите из своих потребностей, когда вам хочется поддержки. Что в этот момент вы хотели бы получить от близких вам людей? Заботу, защиту, понимание ваших потребностей? Спроецируйте свои чувства в этот момент на ребенка и просто давайте ему то, что необходимо в данный момент времени. Если будет очень сложно, обратитесь за поддержкой к родным. Искренне желаю вам успехов! И помните, вы нужны своему ребенку в любом случае!