Средний ребенок на своих рисунках начал показывать агрессию.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, ув. психологи.
Ребенок на своих рисунках начал показывать агрессию. Вчера подарил мне рисунок.
Я спросила, что там нарисовано? Он сказал башня, на башне один дядя с пистолетом, а второй в крови. Типа он плохой и этот убил его.
У меня Трое детей, старшему 9 лет, он средний ему 7 лет будет, и младшая 5 месяцев.
Все время уделяется младшей, может ли эта агрессия в её адрес? Еще он первоклассник, и от того что не хочет заниматься часто ругаемся как бы не хотела. Каждодневных скандалов с мужем нет, правда со свекровью не ладим и от этого много нервничаю и дети это все видят.
Со старшим начали драться, где очень часто бывает что он делает ему больно.
Бывает так, что они одновременно хотят что-то рассказать, старший вперёд него, а он забывает, что хотел и начинает обвинять его в том, что он забыл.
Старший помогает мне с маленькой, поэтому очень часто рассказывала другим, что я бы пропала без его помощи.
Спасибо большое заранее за вашу помощь по моему вопросу. С уважением.
Автор вопроса: Мадина Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Андреева Александра Германовна.
Здравствуйте, Мадина!
Спасибо большое за Ваше письмо и ту искренность, с которой Вы его написали.
В строках электронного письма я почувствовала Ваше беспокойство, .
Действительно, есть от чего прийти в замешательство: Ваш средний сын рисует агрессивные картинки ("на башне один дядя с пистолетом, а второй в крови").
Подскажите, пожалуйста, давно ли у мальчика началось такое поведение и какие события, кроме тех, что Вы описали в своем письме.
Давайте сегодня вместе подумаем, как улучшить ситуацию и как Вам почувствовать себя спокойнее.
Соглашусь с Вами, Мадина, что причина поведения Вашего среднего сына может быть в ревности к старшему брату, младшей сестре или же к ним обоим сразу.
Может она также крыться и в Ваших отношениях со свекровью - вы не ладите, и дети это видят, в любом случае как - то реагируют на конфликты между вами (необязательно явно, но могут вспоминать о том, что видели, и в душе переживать).
Вы упомянули, что средний ребёнок пошел в первый класс, а это трудный, но очень важный период взросления Вашего сына.
Мало у кого из детей первый класс проходит легко и безоблачно, идет адаптация к новым ребятам и к учителю.
Мадина, Вы поделились, что Вашей младшей дочери сейчас пять месяцев. Возможно, старшие дети ещё привыкают к тому, что у них есть сестренка. Пожалуйста, дайте им время на это.
Сейчас в мире происходит много событий, о которых дети слышат по телевизору и в разговорах взрослых и на которые не могут не реагировать.
Возможно, так Ваш ребёнок пытается переосмыслить то, что он видел и слышал.
Мне кажется, сейчас не столько важно найти причину поведения Вашего сына, сколько понять для себя следующие моменты:
- нужно по возможности не конфликтовать со свекровью и никоим образом не обсуждать ее действия при детях;
- средних детей в семье часто "забывают";
- агрессия - это нормально, главное, научиться экологично ее выражать;
- нужно постараться максимально вовлечь в общение с младшей сестрой не только старшего сына, но и среднего;
- цель первого класса - адаптировать ребенка к новым условиям жизни, приучить его к режиму, а не просто получать хорошие оценки;
Если с первым пунктом, я думаю, все понятно, то на остальных мне хотелось бы остановиться поподробнее.
Средних детей в семье часто "забывают".
Именно так! И здесь я не имела в виду, что средние дети бегают ненакормленными или плохо одетыми.
Но очень часто средним мальчикам и девочкам не хватает родительского внимания, удалённого непосредственно им.
Что можно сделать: проводить больше времени со средним сыном только вдвоем, возможно, придумать "свой" ритуал (например, в определённый магазин ходите только вдвоем).
Также нужно создать ребенку "зону успеха" - то пространство, где он будет первым и лучшим.
Это может быть, допустим, спортивная секция или кружок по интересам.
Когда дети Вам что - то рассказывают, позвольте высказаться сначала среднему сыну, Малина.
А старшего попросите после рассказа добавить детали и подвести итоги.
Агрессия - это нормально.
Ведь ее обратная сторона - это сила, решительность,ответственность за свои поступки,а все эти качества обязательно понадобятся мальчику во взрослой жизни.
Сейчас Ваш средний сын пытается справиться с тем, что чувствует, так, как умеет, - через рисунки.
Согласитесь, Мадина, что лучше нарисовать агрессивный рисунок, чем подбить однокласснику глаз.
Здесь Вам нужно помочь ребенку. Если Вы заметили, что он злится, обязательно скажите об этом вслух.
Потом попросите нарисовать злость или слепить ее из пластилина. Рисунок можно порвать, а фигурку смять, если хочется.
Пожалуйста, помните: лучше пусть ребенок уничтожит изображение злости, чем его агрессия будет "душить" его дальше.
Вовлечь сына в общение с младшей сестрой.
Постарайтесь давать среднему сыну личные поручения по поводу младшей дочки (принести что - то, подать, помочь с малышкой), обязательно благодарите и хвалите его, даже если не все получилось идеально с первого раза.
Отметьте, что вышло хорошо, затем мягко укажите на недостатки и обсудите с мальчиком, как их можно избежать в следующий раз.
Адаптация в первом классе
Это предмет отдельного разговора. Независимо от школьных успехов сына, Вы всегда можете похвалить его за проявление пунктуальности, старательность или хороший почерк.
Суть здесь не в том, как много умеет мальчик и насколько хорошо он делает то или иное действие для своего возраста, а в том, как много его успехов можете заметить Вы.
Возможно, первое время этот навык будет требовать от Вас определенной тренировки, но поверьте, Мадина, результат не заставит себя долго ждать.
Надеюсь, что уже сейчас, прочитав мое ответное письмо, Вы почувствуете себя лучше.
Я желаю мира и гармонии Вам и Вашей семье, Мадина.
Если Вам нужен будет взгляд психолога, я буду рада видеть Вас среди своих клиентов, Мадина.
Также я была бы благодарна за обратную связь от Вас: чем я помогла Вам, какие мысли пробудила своим письмом, остались ли у Вас какие -то вопросы.
Пожалуйста, берегите себя, Мадина.
С уважением, Александра Aндреева, практический, детский и семейный психолог, коуч , МАК - консультант