Я молчаливый ветеринар. Как научиться коммуникабельности и поменять свое мышление?

Вопрос психологу:
Добрый день, перед нынешней ситуацией, хочу сделать небольшое предисловие дабы внести ясность в ситуацию. Росла я в полной семье на окраине небольшого села, не ходила в садик и мое общение ограничивалось братом и семьёй. Я была общительным ребенком и очень хотела в школу. Но в школе я нашла лишь одного единомышленника с остальными учениками я пыталась общаться, но ничего не вышло. Девочки интересовались другими вещами и я была им не интересна, а с мальчиками я только дралась по тем или иным причинам (то заступалась за девочек, то пыталась отстоять свои интересы). Пыталась общаться с учителями, но и они слушать ребенка не особо хотели. Время шло, одноклассники, то и дело подшучивали надо мной и задирали, т.к. у меня был другой образ мышления, а я поняла, что моя общительность никому не нужна и все мои слова, истории и рассказы высмеиваются. Поэтому я стала общаться лишь с одним человеком (подругой), а остальных игнорировала. Но пришлось и с ней сократить общение, когда началась череда предательств. Поэтому я решила быть сама по себе. Так прошли последние годы в школе, я была в стороне от класса и в скором времени, после выпуска из школы, переехала в провинциальный город для поступления в университет, выбрав свою профессию мечты (ветеринар). На работу я устроилась ещё на первом курсе ассистентом ветврача, была безумно рада, с кучей амбиций и большим желанием помогать братьям нашим меньшим. Но в первый же день столкнулась с проблемой общения. Я не понимала о чем говорить с людьми, зачем и для чего. У меня выработалось мнение, что никому ни до кого нет дела, а все слова это простая формальность. Люди пытались со мной заговорить, но я элементарно не знала, что им ответить и молчала, просто слушая их. Испробовав несколько попыток, они бросали это дело и не обращали на меня особого внимания. Я работала сутками без выходных, молча выполняя любые поручения. Мое время занимала лишь работа и учёба. Нетрудно догадаться, что любой новый человек, умевший говорить, вливался в коллектив быстрее чем я и воспринимался гораздо позитивнее, что очень сильно отражалось на мне. Сказать, что мне было обидно, досадно и сложно это не сказать ничего. Я замкнулась в себе, читая литературу о том как стать более коммуникабельной, но это не дало особого успеха. И вот прошли 5 лет обучения, получив свой красный диплом и знания, меня повысили до ветврача. Я думала, что это идеальная профессия для меня - работать с животными, но я ошиблась. Проработав и отучившись 5 лет, я осознала, что это была ошибка. Я поняла, что хорошо выполнять свои обязанности это мало. Начальство меня не жалует из-за моего неумения разговаривать и прямолинейности, коллеги не всегда верно истолковывают мои слова и не воспринимают всерьёз, хозяева животных не всегда доверяют своего питомца молчаливому врачу. Я пытаюсь адаптироваться, но получается плохо и я возвращаюсь на исходную. Из-за этого я очень близко к сердцу воспринимаю не конструктивную, на мой взгляд, критику (хорошо выполнив операцию на меня поступает жалоба "не улыбалась", в итоге выговор от начальства). Я все понимаю, но ничего не могу сделать. У меня периодически случаются истерики, доходит до нервных срывов. Мне все время снится работа, снятся конфликты, я толком не сплю и не отдыхаю. Я не могу видеть людей, не могу общаться с ними. Хочу уйти из профессии в целом, но не знаю где мои способности будут востребованы. С одной стороны это была моя мечта, я люблю животных и меня считают хорошим специалистом, но с другой стороны я больше так не могу. Я не знаю как себя успокоить, не могу понять, что мне нужно и не совершаю ли я очередную ошибку. Я думаю, что впустую потратила столько лет, гробя свое здоровье, время и нервы, работая на людей для которых я ничто. Мне кажется, что у меня произошло профессиональное выгорание. И подводя итог хотелось бы узнать мнение со стороны. Как научиться общению? Я безумно этого хочу - понимать людей, говорить с ними и производить хорошее впечатление. Как поменять свое мышление и научиться адекватно воспринимать ситуацию без лишних эмоций? И наоборот как быть более эмоциональным и отзывчивым там, где это действительно нужно?
Автор вопроса: Алиса Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Алиса.
Из всего письма, которое буквально кричит о желании научиться общаться, выделю особенно следующую Вашу фразу: «Я не знаю как себя успокоить, не могу понять, что мне нужно и не совершаю ли я очередную ошибку». В ней находится истинная просьба о помощи, поскольку в Вашем состоянии Общение совершенно не является важнейшей потребностью. Внимание в первую очередь нужно уделить себе и нахождению способов успокоить себя.
В этом же ключе будет правильно перечислить и:
•Поддержать себя;
•Понять себя;
•Принять себя;
•Подарить внимание и любовь к себе.
Попробую пояснить это через 3 важнейшие роли, которые ежедневно мы используем в жизни: Ребёнок, Родитель и Взрослый.
Каждая из ролей важна и оказывает положительное влияние, когда используется корректно и вызывает протест у окружающих, когда используется в неподходящее время и место. И у самого человека, кстати, тоже вызывает протест!
Выделенная мною фраза из Вашего письма говорит о том, что Ваш внутренний Ребёнок устал, ему не хватает внимания, поддержки и того самого общения, о котором Вы столько пишете.
Но общение не является первичной потребностью, пока не удовлетворены потребности в безопасности, питании и отдыхе.
Сам себе Ребёнок мало способен удовлетворить их, поскольку ему трудно распределять внимание, время, энергию. Здесь важно «включать» Родителя, который заботится о своевременном и вкусном питании, хорошем отдыхе, получении новых эмоций. Вся Ваша ситуация возникла по большей части от того, что Ваша Родительская часть большую часть времени сконцентрирована на других, на контролировании их отношения к Вам, оценок, которые они Вам ставят и при этом Ваш Родитель совершенно забросил Вашего Ребёнка. При этом ещё и добивает его требованием быть общительной, начать больше взаимодействовать.
Посмотрите, что происходит, когда кто-то ругается на реального, настоящего ребёнка: плачущий малыш в состоянии с кем-нибудь общаться в это время?
Надеюсь, я логично излагаю мысли и Вы ещё не запутались с ролями.
Направьте своё Родительское «влияние» не на контроль окружающих и себя, а на создание самых комфортных условий, насколько позволяет ситуация в данный момент (от простых моментов с Вашей любимой едой и покупки более комфортной одежды до поездки в отпуск). Таким образом и внутренний Ребёнок почувствует себя спокойнее, комфортнее, удовлетвореннее и Ваш Родитель будет ощущать, что нашёл себе применение.
То, что я перечисляю сейчас о ролях, это не вымысел. Подробнее можно найти информацию в знаменитой книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди».
Действительно дайте внимание своей Детской части: всем своим желаниям, потребностям, отпустите всего Ребёнка от идеи «научиться общаться». Вспомните и лучше запишите всё, что приносит Вам удовольствие. Перечитывайте этот список хоть каждый день. Эмоции, настроение, внутренне состояние будут откликаться на этот список, активизируя в коре головного мозга области, отвечающие за удовольствие. Станьте интересной сама себе вместо того, чтобы пробовать заинтересовать окружающих в общении с Вами. Общение - это достаточно спонтанное явление. Которое возникает самостоятельно в подходящее время. Новые сотрудники на работе более интересны коллективу по этой причине. Они не фокусируются, не циклятся на потребности общаться. И коллектив словно зеркало отвечает им общением. Вам же коллектив зеркалит Ваше же оценивание, критичность, отсутствие интереса к самой себе, а так же давление на себя и окружающих.
Перестаньте направлять такие тонны внимания на тему общения и на окружающих. Дайте внимание себе и Ваш Внутренний Ребёнок постепенно начнёт успокаиваться и улыбаться. Искренне, по настоящему открыто. Мало кто сможет устоять от искренней улыбки, особенно детской. Только не пробуйте одевать маску улыбки до того, как желание улыбаться придёт изнутри.
Вобще хорошо бы разрешить себе «побаловаться». Возможно в детстве родители или брат не поощрали те моменты, когда Вы проявляли себя по-детски, баловались, играли, дурачились.
Возможно есть смысл подарить себе возможность очной психологической работы. Так мы сможем с Вами быстрее и корректнее пройти этот путь напитывания Вашего Внутреннего Ребенка. Подумайте над этим и обращайтесь, я буду рада провести для Вас консультации в Скайпе. Есть вероятность, что мы сможем проработать и тему отвергнутости, которой переполнено Ваше письмо. Тема достаточно болезненная. Из всех моральных травм (их 5), которые могут проявиться у человека самая болезненная. Поскольку отверженность появляется ещё до рождения. Вы можете знать об этой травме, если родители рассказывали Вам, что они были против Вашего Рождения или ощущать её без слов и проецировать на себя и окружающих. Действительно не простая тема, но после её завершения жизнь начинает играть совершенно новыми красками.
Из самостоятельной работы предложу Вам баловать себя, заботиться о себе и разрешить себе ЗАБЫТЬ о теме общения до того времени, пока оно не начнёт случаться само.
Примите своего внутреннего Ребёнка таким необщительным. Таким, какой он есть, а не таким, каким Вы его хотите видеть. Попробуйте говорить новеньким правду сами: «Мне трудно общаться. Наверно Вам тут про меня многое скажут в подобном ключе. Но не бойтесь обращаться ко мне за любой помощью». Этот вариант уже о принятии себя, о поддержке. А так же о стремлении наладить контакт.
Любовь, принятие, забота делают удивительные вещи. Такие, как например, напитав своего Внутреннего Ребёнка из позиции заботливого Родителя, у Вас начнёт проявляться 3я важная роль - Взрослый.
Именно из позиции Взрослого мы общаемся. Из неё же находим выходы из ситуаций комфортно и уважительно без оценок и давления.
Для помощи сформировать себе эту роль, а так же для расслабления атмосферы вокруг себя, начните благодарить. Себя в первую очередь за каждое мгновение, дело, даже за то, что проснулись. Мир и каждый день за хорошую погоду, воду, пищу, Цветы. Окружающих (для начала можно мысленно).
Благодарность открывает сердце, дарит отдых уставшему уму.
Менять или нет профессию Ваше дело, конечно. Если Вы давно не были в отпуске, подарите себе отпуск.
И осознайте ещё один момент: общение словами - это не единственный способ общения.
Существует множество других способов и языков, которыми мы взаимодействуем с окружающими. Удовлетворите свои потребности в отдыхе, комфорте, питании, красоте и начните исследовать способы общения помимо слов. Это может быть очень интересный опыт.
А Правда, Прямолинейность действительно мало кому нужны. В первую очередь всем важны Уважение, Любовь, Благодарность.
Посадите в себе эти семена и бережно взращивайте их вместо зацикливания на общении и оценках.
Позднее, когда почувствуете, что успокаиваетесь, расслабляетесь, меньше тревожитесь о темах общения, можно будет начать взращивать Женственность и Сексуальность.
Только после того, как успокоится Внутренняя Детская часть. Не до этого.
Сейчас лучше уделить внимание заботе о себе (в 1ю очередь в ежедневных маленьких моментах), телу и творчеству. Йога, Пилатес, программы для гибкости, а так же Медитации. Всё это можно с избытком найти и в интернете и в реальной жизни. Хорошо бы, конечно, найти «своих» преподавателей. Большая расслабленность и гибкость в теле начнут помогать появляться этим качествам и в Вашей личности, что поможет в первую очередь приблизиться к себе, а там уже и к гармоничному общению. Творчество (любое:рисование, пение, танец) дарит раскрепощение и легкость и через тело и через эмоции и через гормональные всплески.
P.s.: если смотреть в целом на ситуацию, касательно не только Вашей личной истории, Вы затронули невероятно важную и трудную тему развития всего общества и каждого отдельно взятого человека . Поскольку на самом деле общаться на 100 процентов не умеет практически никто. Это связано и с индивидуальными трудностями в вопросе общения каждого человека и с тем, что для общения нужен собеседник. А собеседник не всегда готов понимать, быть лояльным/ открытым/доброжелательным.
Например, обратившись к точке зрения развития Энергетических Центров (в Йоге - Чакр), можно заметить, что развитие людей в целом редко поднимается выше 1 и 2 Центра. Конечно, у нас функционируют все Центры одновременно. Но насколько эффективно - это огромнейший вопрос. То есть большинство людей сконцентрированы на темах выживания, секса, удовольствия, что и относится к вопросам этих двух первых Центров (Чакр Копчика и Живота). Часть людей поднялась до тем Страхов, Лидерства, Осознания эмоций, что уже больше говорит о 3м Центре (Чакре Солнечного сплетения). Гораздо меньшее количество людей находится постоянно на уровне Сердца (4 чакры), но это очень приятные люди. С ними душевно, тепло, они умеют понимать, прощать, принимать, выражать любовь и благодарить. Поэтому «включайте» Ваше сердце. Начинайте благодарить! Общение относится к 4,5 и 5 Чакрам, которые находятся ближе к Горлу и отвечают за коммуникацию. Тут совсем единицы могут признаться, что их Горловой Центр сбалансирован. Все новенькие на Вашей работе скорее отличаются легкостью, открытостью, гибкостью, чем общительностью. На самом деле на работе редко люди по-настоящему общаются. Формальное взаимодействие ещё не является полноценным общением. Люди, чувствующие себя по-настоящему понятыми, а также умеющие выражать себя ясно, при этом уважая себя и окружающих, пока что относятся к области фантастики. Шучу немного, но в этой шутке много смысла. Постигните общение в этом смысле - сделаете огромный скачок во внутреннем развитии и поможете продвинутся обществу (поскольку рядом с такими людьми хочется быть и учиться). Ваш вопрос, скорее, относится к установлению контактов, чем к самому общению. Контакты, кстати тоже «раздел» 3й Чакры. Шестую и 7ю чакры не буду пока пояснять, чтобы не перегружать мой ответ Вам. Тем более, что эта информация была лирическим отступлением.
Всю суть ответа изложила ещё в самом начале, написав про Принятие. Поскольку прежде чем что-либо изменить, для начала важно принять себя в той точке, где Вы себя нашли.