Как ужиться со склочной начальницей, не потеряв чувство собственного достоинства?

Вопрос психологу:
Мне трудно уживаться со своим руководителем. По многим причинам уволиться не могу, и нет гарантии, что в другом месте не будет кто-то похожий. У нее склочный характер, повседневное поведение характеризует пословица "лучшая защита - нападение". Она атакует по надобности и без и гордится этим, сама говорит, что по гороскопу Петух и это полностью ей соответствует. Ее мнение единственно правильное, она будет это доказывать до тех пор, пока не согласишься. У нее не хватает терпения дослушать до конца, всегда перебивает с интонацией превосходства. Если кто-то ошибся-придумывает обидные прозвища типа "лоботряс"; шутит, что будет "бить". У меня в семье не принято бить и давать прозвища, от таких слов я вся сжимаюсь и чувствую себя униженной, в опасности. Иногда она придумывает обвинения без оснований. Например, сама забыла о чем-то, расстроилась, назвала себя тупицей, а через 5 минут вдруг обвиняет меня, что я не напомнила. А я даже не знала, что надо напомнить, она не просила. Таких ситуаций множество. Доминирование, унизительные шутки и внушение вины касается не только меня, но и других ее коллег и подчиненных, кто попадется под горячую руку. В то же время, это достаточно образованный человек, способный принимать решения и готовый брать на себя ответственность, за что ее и ценят на работе. Также социально активна, занимается благотворительностью, может заплакать при упоминании о болеющих чьих-то детях. При хорошем настроении может простить серьезную ошибку в работе и не наказывать. Может принести подарок или угощение. Может защитить и поддержать в какой-то ситуации, если считает нужным. В фирме все стараются создавать дружескую атмосферу, но с ней я всегда напряжена, даже когда она в дружелюбном настроении. Она "то бьет, то любит". Двойственное поведение я оправдываю тем, что у нее было трудное детство(с ее слов). Ее мать была нечувствительна, игнорировала детей, злоупотребляла алкоголем. Сейчас ей ближе 40 лет, и она не поддерживает связи с родителями, после 18-летия начала жить отдельно по своему желанию. Об этом она упоминает при каждом удобном случае, смакуя обиду. Насколько мне известно, ее семья не была неблагополучной, а просто были какие-то конфликты, как и в большинстве семей. Не были они и бедными-в юности ей подарили авто, у родителей был свой бизнес. Мне кажется, она просто питает и лелеет обиды, появившиеся в период подросткового максимализма, а бойцовские навыки развились потому, что она старшая из 3 детей и таким способом заслуживала внимание. В любом случае, я не знаю всей ситуации и не мне судить. Вопрос в том, можно ли спровоцировать ее на освобождение от обид прошлого, чтобы она стала уравновешенной и с ней было легче? Подскажите, как мне вести себя с таким человеком, чтобы не оказываться постоянно на линии огня и не утратить чувство собственного достоинства?
Автор вопроса: Алёна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Алёна. Отвечаю на Ваш первый вопрос: «можно ли спровоцировать ее на освобождение от обид прошлого, чтобы с ней было легче?»
Знаете, даже если бы у Вас была квалификация психотерапевта, Вы НИЧЕГО не смогли бы изменить пока ОНА САМА НЕ РЕШИЛА БЫ ЭТО СДЕЛАТЬ. Если «она атакует по надобности и без и ГОРДИТСЯ ЭТИМ», то «выключить стратегию петуха», без ее желания и участия вряд ли получится. Это ее выбор, ее история. Тогда «как с ней себя вести..»?
Начните с УСИЛЕНИЯ чувства собственного достоинства. У Вас прекрасно получилось отметить сильные стороны начальницы. Вы проявляете к ней понимание и даже способны оправдать ее поведение. А СВОИ достоинства, Вы также хорошо замечаете?
- В любом случае, отметьте их и сознательно проявляйте.
- Делайте небольшой план на день и отмечайте что успели сделать, что удалось особенно хорошо. Если что-то не получилось, проявите ПОНИМАНИЕ К СЕБЕ, окажите поддержку.
- Развивайте «правильное» отношение к ошибкам (ругать себя - не вариант) - они неизбежны, зато дают знание и опыт. Сделайте вывод и идите дальше. Так Вам легче будет фильтровать критику начальницы: поймёте что относится к делу и как исправить, а что относится исключительно к ее истории (но это уже ее ответственность, а не Ваша).
- Смотрите «в лицо своим страхам», размышляйте примерно так: «да мне страшно и неприятно если очередной выпад достанется мне. Но я или скажу: «просьбу сделать это, - я не получала, поэтому и не сделала» или уйду заниматься своей работой пока внутренне не окрепну чтобы сказать ей это прямо. Спокойно, твердо, с уважением.
- Очень важно ВЫРАСТИТЬ в себе понимание, что угодить непредсказуемому человеку во всем и всегда невозможно, даже если очень бы хотелось. Важно ощущать и проявлять свое достоинство, особенно с такими людьми и становиться эмоционально устойчивой. Подумайте: за кем побежит собака - за стоящим или бегущим человеком? Пока Вы внутренне убегаете от контакта с ней, боитесь ее, «она бежит» за Вами, нападает. Поэтому, раз контакт с ней неизбежен, СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ, говорите про себя в зависимости от ситуации: «мне неприятно, но я вас не боюсь»; «я так сочувствую вам.. вы похоже так и не справились со своим прошлым. Но ваше прошлое, никакого отношения ко мне не имеет»; «что сейчас действительно относится к делу?» и тд., то есть подберите для себя мысли, которые помогут Вам не сжиматься внутренне, а спокойнее относиться к неприятным репликам.
- Подумайте, какие Ваши фразы могли бы нейтрализовать ее напор. Иногда можно согласиться: «да, вы правы..», «хорошо я сделаю». Если она настаивает на своей правоте и не успокаивается пока ее не докажет, ЗАЧЕМ растрачивать свои ресурсы?.. Мне нравится мысль Вольтера: «торжество разума в том и состоит, чтобы уживаться с теми, кто его не имеет» :)
- Записывайте при ней ее поручения. Прочитайте и спросите: я ничего не упустила? Так она заметит Ваш серьезный подход к делу, уважение и возможно нападать будет реже.
- Когда уместно, выражайте вслух свое понимание или сочувствие.
- И что очень важно, оставайтесь в контакте, прежде всего с самой собой. Если испытывайте дискомфорт, поддержите себя и ОБДУМЫВАЙТЕ РЕШЕНИЕ ситуации.. Похвалите себя за усилия, работу, качества, прогресс, хоть и не большой. И конечно я с Вами соглашусь, что нет никакой гарантии избежать встреч с непростыми людьми.. Но менять мы можем только себя ;) Искренне желаю Вам успехов в этом!
Будут вопросы, пишите: [email protected]
Также, возможны консультации: SKYPE: studia izmeneni
С уважением, Наталия Гришугина