Игнор и агрессия. Как работать в тяжелой обстановке в коллективе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я даже не знаю с чего начать. Начну с того, что работаю бухгалтером в большой организации уже как 10 месяцев....стаж бухгалтера для моего возраста считаю вполне допустимый....до этого отработала 10 лет в другой организации и еще по мелочи там года 3 есть наверное. Опыт работы у меня хороший, специалистом себя считаю не глупым, стараюсь вникать сразу и что бы не беспокоить других....а теперь к самому главному...10 лет отработала в другой организации и заслужила к себе уважение что ли, как сказать даже не знаю и хвастаться не хочу...но ко мне обращались за советами, просили помощи, я всегда помогала и не отказывала практически никогда...с бухгалтера поднялась начальником отдела, потом ушла в декрет и с декрета вернулась уже в другой коллектив (туда же в бухгалтерию) не захотела быть начальником. Коллектив поменялся на процентов 80, и меня это смущало, было тяжело, но я справилась...один человек портил все стадо...(она видела во мне конкурента что ли) и в коллективе была всегда напряженная обстановка, но я не спорила, не ругалась (не такой тип я), один раз только высказалась ей, что мол тебя во мне не устраивает...и т.д....и так получилось что снова ушла в декрет...с декрета я вышла и смогла выдержать 2 месяца (со мной не разговаривали, не здоровались, игнорировали всячески...я морально не вынесла такого отношения... а самое главное, не пойму за что). Я уволилась за один день, уже была работа где меня приняли сразу же, крупная организация, большой объем работы...но меня это не пугает....все что нужно я выполняю....И СНОВА НО....коллектив опять....может Вам покажется что дело во мне?....два месяца я летела на работу с радостью, но это все было до первого моего отпуска (отпуск дали через пол года работы, так как материалку надо было получить)и было согласие со стороны коллектива (три женщ)...коллектив со мной не разговаривал практически месяц...агрессия...все дело в том, что у них нет семьи, дети живут все отдельно, у каждого один ребенок, они меня не понимают, на работе ЖИВУТ....говорят много работы, а на самом деле...бывает что просто сидят...и я должна находится вместе с ними...это глупо (у меня семья, трое детей, живем с родителями). В отпуска они ходят по 2 дня и потом берут компенсацию, только что бы в деньгах не потерять....я долго молчала, делала все 100% что давали....но в последние разы уже не выдержала...начала говорить, что мы выходим в выходные и просто так сидим, в итоге снова игнор. Я пошла до гл бухгалтера....она меня выслушала, сказала, что понимает меня...но на самом деле они все в одном корыте, как говорится. У них у всех большие стажи по 25-30 лет в этой организации и поэтому рыпаться и что-то доказывать просто нет смысла...опять увольняться...? с мужем уже 13 лет вместе, он говорит, что все дело все во мне, что у меня мягкий характер и ты сама допускаешь, что бы с тобой так обращались....не можешь показать характер...вези все на себе как и везешь...он меня поддерживает...но иногда не понимает...Как быть на работе? Как вести себя? Очень надеюсь на Ваш ответ...
Автор вопроса: Ника Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Ника!
Появление в коллективе нового сотрудника в условиях большой конкуренции внутри коллектива сегодня все чаще сопровождается таким явлением, как моббинг (с англ. – коллективная травля, нападение стаей). По сути своей, это явление и раньше было распространено в коллективах, где существует внутренняя борьба за распределение важных «ресурсов» - внимания начальства, сокращение нагрузки при увеличении оплаты, более высокого социального статуса в коллективе.
Особенно ярко его можно наблюдать в коллективах, которые долгое время имели один и тот же состав участников или в котором представлены представители одного социального статуса. Бухгалтерия – один из ярких участков, на которых можно наблюдать это психологическое явление.
Понятно, что чаще всего моббингу подвергаются сотрудники с небольшим опытом работы, с длительными перерывами в работе, сопровождающимися снижением уверенности в своих силах, люди, подверженные большей зависимости от работы по ряду внутренних причин, родители малолетних детей в коллективах сотрудников, где родительские функции уже не играют такую важную роль, как раньше.
Общность интересов, желание изолироваться от возможного конкурента, элементарная зависть к социальному статусу вновь влившегося в коллектив сотрудника - все это может вызывать проявление как выраженной, так и не выраженной агрессии, направлен-ной на то, чтобы «нагрузить» новичка большей ответственностью, чем это предусмотрено штатным расписанием, указать ему его место в коллективе, обычно оно задумывается как место жертвы или козла отпущения, или даже на то, чтобы выжить новичка из «сплоченного» коллектива.
Задача моббинга – создать невыносимые для человека психологические, а иногда и физические условия существования в новом коллективе, условия, в которых он не сможет показать или подтвердить свои профессиональные навыки, в которых он будет обесценен в глазах непосредственного или вышестоящего начальства.
Моббинг можно назвать своеобразной защитной реакцией коллектива на попытку провести изменения в его работе. И иногда он совсем не связан с конкретной личностью нового работника, им может стать любой, даже работающий давно в этой компании сотрудник, у которого окажется более низким эмоциональный уровень собственной защиты.
Но всех жертв моббинга , в большинстве своем, объединяет более низкая уверенность в себе, низкая самооценка, неспособность или неумение простраивать и защищать собственные границы.
Для людей, подвергшихся моббингу, существуют рекомендации по поведению. Среди них:
- Будьте доброжелательны со всеми сотрудниками, не старайтесь сразу противопоставить себя новому коллективу. Обаятельных сложнее подвергать моббингу.
- Старайтесь избегать сплетен, а услышав сплетню, не пересказывайте ее другим.
- Никого не унижайте. Старайтесь хвалить другого, возвысить его в своих глазах и в глазах других.
- Старайтесь найти золотую середину между тем, чтобы не потерять себя и не выделяться из коллектива.
- Не позволяйте себя унижать. Если необходимо, следует и «зубы показать».
- Старайтесь соблюдать традиции коллектива, по возможности, участвуйте в совместных мероприятиях, как по рабочим вопросам, так и в моменты отдыха в коллективе.
- Если кто-то будет пытаться Вас «достать», постарайтесь спокойно прояснить суть претензий и, в случае их обоснованности, согласиться с предъявляемыми требованиями.
- Старайтесь не реагировать болезненно на обидные слова. Помните, что обижают тех, кто обижается.
- Добросовестно выполняйте свои обязанности, покажите свою ценность для коллектива.
- В случае необходимости, не стесняйтесь просить совет у более опытных сотрудников коллектива. Уважительное отношение приятно всем.
- В случае невозможности переносить агрессивное отношение коллектива, позаботьтесь о собственной психологической сохранности. Лучше поменять работу, чем постоянно испытывать на ней стресс.
Как не странно, но в женских коллективах легче справиться с моббингом, особенно, если он не носит явно выраженный сексуальный характер. Поэтому женская солидарность иногда является тем объединяющим фактором, который может прекратить зарождение этого явления. Постарайтесь найти общие интересы см новыми сотрудниками. Учитесь «рабочей» дипломатии, своеобразного подхода к тем, с кем Вам придется находиться в одном коллективе.
Еще хорошо бы поработать над проблемами восприятия себя, своей значимости, своего профессионализма. В этом хорошо помогает работа над собой, в том числе и со специалистами психологического профиля, посещение семинаров по специальности, курсов повышения квалификации, если есть возможность.
С уважением, Елена Гладкова