Как победить прокрастинацию и лень?

Вопрос психологу:
Добрый день. 22 года. Проблема в прокрастинации, частый упадок сил, лень что то делать. Вообще это проблема больше наверно с лет таки 15, очень тяжело заставить себя делать какую либо домашнюю работу по дому. Я выросла в деревни, и все члены семьи много работали, но так как я младшая, меня сильно работой не нагружали. Все делала старшая сестра, когда уехала учится, все домашняя работа легла на меня, что для меня стало шоком, так как я ничего до этого не делала. Коротко говоря, с детства мне вообще не привили никакие привычки, так как всем взрослым было некогда, и я обычно была сама по себе. Но все таки в 15 все легло на меня, но трудолюбию я так и не научилась, хотя все резко стали требовать это от меня. Прокрастинация у меня началась с подросткового возраста, так как был тяжёлый затяжной переходной возраст, непонимание родителей, отделения от друзей, самоопределение, стресс, рпп, панические атаки все это у меня было, скорее от того что родители никогда меня ни в чем не поддерживали, и общество требовало от меня быть другой какой я не являюсь. За семь лет я разобралась с собой и поняла кто я . И сейчас я сама действительно хочу трудолюбия, так как меняю профессию, и мне нужно много учится. В общем я хочу начать вести активный образ жизни. но не могу себя переучить. 4ажлый день даю обещание, что вот сегодня я буду активной трудолюбивой, но сколько бы я не пыталась не получается. Состояние лени, апатии, прокрастинации меня основательно надоели за все 7 лет моей жизни, что я хочу все изменить но не получается. Вопрос состоит вот в чем, как победить прокрастинацию, лень , я определилась с тем чем хочу заниматься в жизни, ушла с нелюбимой работы, но прокрастинацию не уходит . Есть ли глубиной причины прокрастинации, и что день проходит зря, или же мне нужно во чтобы это не стало попасть в состояние потока, и это лишь вопрос самодисциплины? Не ищу новую работу так как знаю, что когда выйду на неё, организм войдет в режим, но после работы опять не будет сил, и поэтому я хочу без работы здесь и сейчас, сама для себя вести активный образ жизни. Прошу помочь разобраться с вопросом прокрастинации, на этот раз я решила для себя, то те обещание которые я себе давала в течении 7 лет что начну вести активный образ жизни, останутся позади, и я действительно хочу войти в состояние активности. Вопрос с самоопределением закрыт, и я знаю что хочу от жизни, поэтому не могу все таки понять почему прокрастинация может я просто ленивая? И нужно бороться с ленью ? Также на заметку. Когда работала в банке, после работы не было сил даже вещи постирать, или ухаживать за собой, делала это еле еле, про гулять, выходить в свет вообще молчу. Работа дом, выходные могла заказать суши и целый день лежать. Я решила с этим бороться.
Автор вопроса: Ботагоз Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Гордиенко Екатерина Владимировна.
Здравствуйте, Ботагоз. На самом деле прокрастинация и лень тесно связаны между собой. Лень - это тот же страх. Он возникает в детстве, в возрасте примерно от 1 до 3 лет, когда ребенок начинает изучать окружающий мир: потрогать, засунуть пальцы не туда, на вкус попробовать. А родитель пытается постоянно его уберечь, крикнуть, сказать, что это опасно. И тогда у ребенка возникает представление, что делать что-то самостоятельно - это страшно, потому что опасно. Возможно, от того, что вам в детстве не давали выполнять работу, а этим занималась ваша сестра, у вас и возникло такое представление. Вторая причина возникновения лени - это не ваша цель, то есть на самом деле вы хотите не этого, поэтому и откладываете "на потом". Что касается прокрастинации, то это также страх, страх, например, неизвестности, отказа, что будет хуже, чем есть и т.д. Чтобы избавиться от прокрастинации и лени, необходимо, первое, осознать, что именно вас пугает, второе, увидеть то, что вызывает у вас ощущение дискомфорта, таким, как нечто приятное и радостное. Описать или нарисовать в голове перспективу того, как ваша жизнь будет меняться, когда вы будете заниматься тем, чем хотите. И второй способ, усилить тот дискомфорт, который вы испытываете в данный момент жизни, когда откладываете " на потом". (Человек всегда движется от большего дискомфорта к меньшему или к комфорту). Для этого, представьте, что вы остаётесь в той поре, что и сейчас ещё несколько лет, а в это время ваши бывшие одноклассники, однокурсники, бывшие друзья или недоброжелатели преуспевают в чем-то. И когда вы осознаете, что оставшись там, где вы находитесь сейчас, вы возможно упускает ценное время и в определенный момент боль от не сделанного шага отзовётся в вас во много раз сильнее, чем страх этого шага , в этот момент в вашей голове поменяются приоритеты и главным вашим приоритетом станет сделать шаг вперёд. Главное, не нужно себя ругать за лень ( это никак не поможет от нее избавиться, а только усилит) и не нужно бороться с ней. Всё, что нужно - это делать шаг за шагом. А чтобы усилить мотивацию каждый день делайте для своей цели что-то по маленькому шагу, не более 5-10 минут. Если будете больше, то будет выделяться много гормона кортизола, от которого наступит быстрое выгорание и пропадет желание. Удачи вам!