Выгорание и прокрастинация. Коллега сказала, что я ничего не умею, что со мной работать никто не хочет.

Вопрос психологу:
Нет сил, что-либо делать. Как-будто все силы выжили. Сегодня поставила делать кушать, не заметила как заснула. Проснулась от запаха... все в дыму. хорошо что пожара не было. Делаю все через силу, гуляю с собакой максимум мин 5, хочется просто прийти и лечь. Устраивают на новую работу, работа нравится. Надо сделать допуск на работу, сегодня отправилась, чтобы его сделать, но никуда не пошла... стыдно. Я понимаю, что это надо мне, но ничего не могу с этим сделать. Постоянные головные боли, бывает ощущение, что не хватает кислорода. На работе в смену меня ещё не ставят, хожу учиться. Роддом отделение реанимации с недоношенными. Ходила, все было хорошо, все получалось, старшая медсестра меня поддерживает, говорит что видит, как я стараюсь. Но, был момент, когда меня обучала постовая медсестра...я обрабатываю ребенка, беру кровь, ставлю катетер...Она стоит и капает мне, что я ничего не умею, что со мной работать никто не хочет... Мне так обидно стало, я пошла в сестринскую и разревелась, как ребенок. Старшая медсестра поддержала, сказал она непростой человек... Но, мне о этого не легче. У меня как-будто опустились руки. Мне стало все равно, будет у меня работа, за что я буду жить...Просто, лежу слезы льются и все.
Автор вопроса: Мария Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Мирончук Юлия Александровна.
Добрый день, Мария!
Если я правильно поняла, состояние обессиленности у вас наступило до того, как вы стали работать в отделении реанимации и столкнулись с негативным отношением к вам постовой медсестры.
То есть ключевой момент – это состояние глубокого нервного истощения, в котором вы сейчас находитесь, а реакция на слова недоброжелательницы – это только следствие вашего нынешнего состояния. Давайте тогда основное внимание уделим вашему состоянию.
Вы пишите, что нет сил, сонливость, постоянно хочется отдыхать, головные боли, ощущение нехватки кислорода. Из этого сразу напрашивается предположение, что есть сбой на уровне нервной системы, а также возможно есть сбой в работе других органов, например, сердца.
Поэтому начать стоит с того, чтобы показаться врачам. Ведь может быть, например, так, что проблема с сердцем провоцирует недостаток поступления кислорода в кровь, что в свою очередь провоцирует головные боли и сбой в работе нервной системы (постоянная усталость и глубокая сонливость). Может быть взаимосвязь и как-то иначе работает, но в любом случае, обследоваться и принять необходимые меры для восстановления организма – первоочередная задача. Особенно в свете того, что ваше состояние может создавать условия опасности для жизни (чуть не случился пожар).
Прокрастинация, о которой вы пишите (не пошли делать допуск), - это лишь следствие вашего обесточенного состояния. Логично, что в этом случае вы стремитесь избегать активности, больше ориентированы на отдых, пассивное времяпрепровождение, чтобы хоть как-то добавить себе сил. Поэтому не нужно стыдить и укорять себя за бездействие - вы заболели, вам нужен отдых. Это нормальная реакция организма, здесь нет ничего стыдного.
А восстановиться и сохранять ресурсное состояние тем более важно, что вы работаете в сфере медицины. А эта сфера – лидер по быстрому и глубокому выгоранию профессионалов. Поэтому вам нужно быть очень внимательной к своему состоянию, беречь себя и помнить, что в первую очередь нужно позаботиться о себе.
А забота о себе – это достаточный отдых, достаточная рабочая нагрузка, любимая работа (похоже, она уже у вас появилась), интересное хобби, поддержание тела в хорошем состоянии, а здесь поможет спорт (хотя бы легкий), прогулки, своевременное лечение, массаж и т.д. Также больше общайтесь с доброжелательными людьми (например, со старшей медсестрой). И в целом старайтесь доставлять себе больше радости.
Теперь давайте разберем ситуацию на новой работе.
То, что вас очень ранили слова постовой медсестры, во многом связано с тем, что сейчас ваша нервная система истощена, а значит, вы очень чувствительны и глубоко реагируете на любой контакт с вами. Думаю, от доброго отношения к себе вы точно так же можете разреветься.
Здесь, как я уже писала, нужно в первую очередь восстановить организм. Тогда вы не будете так сильно реагировать и так глубоко переживать, чтобы аж сразу руки опускались, бесконтрольно лились слезы и вы впадали в равнодушное состояние.
У окружающих вас людей свои сложности и радости, часто поведение людей спровоцировано давлением обстоятельств, а не тем, что человек действительно злобно к вам настроен. Возможно у постовой медсестры тоже выгорание и проявляется оно вот в такой жестокости по отношению к вам. Скорее всего такое ее отношение проявляется ко всем, а не только к вам, а значит, человек уже сам заложник своего состояния, а вам не стоит все принимать на свой счет.
Как бы там ни было, исправить другого человека вы не можете, но можете позаботиться о себе.
Во-первых, стараться по возможности держать дистанцию с людьми, общение с которыми вам неприятно. И это как физическая дистанция, так и эмоциональная: не рассказывайте о чем-то личном для вас, не показывайте, что чужие слова вас ранят, старайтесь держать ровное хорошее настроение и общаться спокойно и сдержанно, по возможности дружелюбно.
Во-вторых, вам нужна уверенность в себе. А сейчас, похоже, этой уверенности или нет, или она очень непрочная, поэтому вас так и качает по сторонам от оценок других людей. Если вы уверены в себе, тогда чье-то негативное мнение о вас будет проходить по касательной, не выбивая у вас почву из-под ног.
Для развития уверенности в себе станьте своим адвокатом, будьте всегда на своей стороне. Тогда в любой ситуации вы будете ощущать эту внутреннюю поддержку, а отсюда и уверенность.
И поделюсь с вами еще одним способом защиты и поддержки себя. Как-то одну пожилую женщину-врача спросили, как ей удается всю жизнь работать в очень сложных условиях, постоянно сталкиваться с болью других людей, но при этом не разрушаться, а продолжать быть профессионалом высокого уровня, успешно выполнять свою работу и при этом оставаться физически и эмоционально здоровым человеком.
На это женщина ответила, что каждый раз, берясь за ручку входной двери больницы, она представляла, что, переступая порог, попадает в середину светлого защитного кокона, который ограждает ее от негатива, помогает сохранять себя и не терять способность продуктивно работать.
Мария, может быть и вам такой способ подойдет, попробуйте. Как можно четче ощутите этот кокон, где его границы, какого он цвета, какой на ощупь, как пахнет, как звучит. Почувствуйте, как, погружаясь в него, тело расслабляется, а вы успокаиваетесь. Теперь вы защищены от злых слов и другого негатива.
*
Пробуйте защищать и поддерживать себя разными способами, а начать стоит с заботы о теле. Успеха вам!