Как сменить профессию? Шестой год я работаю, а в душе война.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые специалисты! Я много лет терзаюсь этим вопросом, но даже ни на йоту не приблизилась к ответу, а время уходит, что уже вызывает у меня панику. Дело в том, что после школы я не знала, куда поступать, в нашем поселке разъехались учителя, это были 90-е, поэтому по настоянию отца, который любил историю, пошла на исторический, хотя вообще ее не знала и не интересовалась. Любила рисование, неплохо это получалось, но от поступления в художку после девятого родители отговорили. Уже на первом курсе рыдала, понимая, что не мое. Бросать было жалко, бюджет, к тому же была цель именно получить высшее образование, но я ведь даже за годы учебы себя и не пыталась искать. Можно было искать, учить языки. Нет, окончила даже магистратуру и оказалась совершенно не востребованной на рынке труда, без связей. Пошла преподавать, и в институте довелось, и в лицее, но вот от школы всегда держалась подальше, нам внушили, что туда идут неудачники, впрочем, так и считаю до сих пор, хотя опыт подработки на старших курсах был, не зацепило. Никто из сокурсников по специальности не работает, никто! Но ведь пришлось! Мы с мужем и детьми переехали из бывшей союзной республики в РФ, и школа оказалась единственным возможным вариантом. Я упорно цеплялась за диплом, к тому же социальный статус какой никакой, еще и дети пошли в эту школу, ипотеку взяли. Я шестой год я работаю, а в душе война. Иногда кажется, что терпимо, но себя не обманешь, хоть и бывают успехи. Нервы расшатаны, воспитательный момент вообще ненавижу, но самое главное, сам предмет вызывает отторжение, хотя историю уважаю и многое стало интересно, но как обывателю, скорее. Дети год от года слабее, система напоминает конвейер, я уже работаю, как робот, ради зарплаты. Теперь, наконец, перехожу к главному: я даже не вижу альтернативы! Я готова учиться, я не боюсь и голова сменить сферу, подальше от педагогики. Но я совершенно себя не знаю! Я за эти годы так и не приблизилась к своим желаниям и интересам. Я чувствую себя попавшей в ловушку. Так и есть, но ловушка эта внутренняя, и никто, кроме меня, в этом не виноват. Бросать сразу не могу, ипотека, семья, но хотя бы учиться параллельно ведь можно. Я не знаю, как, с чего начать. То же самое чувство, как после окончания школы. Иногда уже хочется смириться и работать учителем, но я настолько перегорела, уже не расту , понимаете? Достигла какого-то уровня своего, а дальше уже все безразлично. Это нечестно и по отношению к окружающим, и по отношению к себе. Близкие понимают и верят, что в меня получится. А я не знаю, с чего начать, как себя понять. Благодарю заранее!
Автор вопроса: Лилия Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Туркина Юлия Ивановна.
Добрый день, Лилия! Внимательно прочитала Ваше обращение.
И, если поняла Вас правильно, корень Вашей проблемы - конфликт между нежеланием оставаться на прежнем месте работы и сомнениями по поводу ее смены. Жизнь в профессии сравниваете с войной. Хотя, в запросе достаточно много «болевых», проблемных точек, которые стоит обдумать, проработать, прежде чем перейти к принятию судьбоносного решения.
Например, порассуждайте, над Вашими словами о своем пути в профессию : « нам внушили, что туда ( в школу) идут неудачники», «никто из сокурсников по специальности не работает, никто».
Думая так, Вы неизбежно ставите себя в позицию жертвы, предаете большое значение чужому мнению, заставляете испытывать саму себя чувство стыда, беспомощности. Задайтесь вопросом:
«Это на все сто процентов Ваше мнение ? Вы согласны со сверхобобщениями и бытующими в обществе мнениями на этот счет? Насколько невыносимо или терпимо Вам с эти жить?
Скорее всего. Внутренне, Вы уже готовы сменить род деятельности. Семейные и финансовые соображения, видимо, Вас удерживают от решительного и немедленного шага.
Попробуйте рассуждать следущим образом. Если я оставляю свою работу в школе прямо сейчас, как этот шаг отразиться на моем близком окружении, семье? Кто поддержит меня в моем решении? Есть на это ресурсы? Как говорят психологи « проверьте цель на экологичность», безопасность, приемлемость для Вас.
Если ответы непрозрачны, пробуйте менее радикальные меры, чем немедленная смена профессии : возможно, Вас заинтересует преподавание другого, смежного предмета. Попробуйте «прокачать свои профессиональные компетенции», например в сфере дополнительного образования, изобразительной деятельности. Вспомните, Вы талантливы, опыт обучения в художественной школе плюс при необходимости пройдите обучение с прицелом «на смену курса». Сложно с детьми ? (Кстати, причинами охлаждения к профессии может служить именно незнание некоторых ее нюансов) – снова задайте себе вопрос : «Управление школьным, детски коллективом. А как это работает»? Возможно Вас заинтересует профпереподготовка и вы захотите стать школьным психологом. Если нет – используйте . не откладывая, возможности работы со взрослыми. Попробуйте создать «прототип» , пробник новой деятельности – проведите эфир на интересующую Вас тему, заведите аккаунт в соцсетях, где Вы могли бы, сначала своему близкому окружению, рассказать о новой, увлеченной себе.
Мой ответ ,неизбежно, уводит нас в плоскость карьерного, профессионального консультирования.
Но есть и другие пути, помогающие узнать себя глубже, ближе.
Постарайтесь новым , свежим взглядом посмотреть на расхожее утверждение:
«Мой путь давно предопределен : семейными установками, мнением окружающих, социальными институтами и мне нужно по нему и только по нему идти»
Как отзывается такое утверждение?
По характеру Вашего обращения чувствую, что рождает следование по этому пути горечь, обиду (спросите себя : «А на кого я обижаюсь? Кто поставил меня на этот путь, и так ли он плох)?
А теперь сделайте еще один взгляд на эти слова. Переосмыслите, то что знаете о своем месте в профессии:
«Не существует заданного кем -то пути для меня. Я его прохожу и прокладываю сама, по неисследованной территории. Такой активный подход к выбору пути открывает мне новые возможности».
Где искать направление нового пути, спросите Вы ?
Ищите среди тех занятий и сфер жизни которые:
1.Приносят Вам радость
2.Любопытны для Вас
3. Поглощают настолько ,что заставляют забывать о времени. Сами по себе мотивируют продолжать этим заниматься.
Работа с психологом наполняется Вашим собственным смыслом, отвечая на все эти вопросы, задумываясь над ними, Вы сможете найти свои собственные ответы. Не старайтесь немедленно решить все проблемы самоопределения, разогнать сомнения. Обратитесь за помощью к профессионалу, будьте готовы меняться постепенно, шаг за шагом, взвешенно принимая решения.
Удачных находок, с уважением Юлия, психолог