Я занимаюсь танцами, вот уже 12 лет. В спорт меня привела мать. А тем ли я занимаюсь?

Вопрос психологу:
Добрый день! Этот вопрос у меня назрел не так давно, и, возможно, стихийно. Начну издалека. Я занимаюсь танцами, вот уже 12 лет. В спорт меня привела мать, с которой созвонилась ее знакомая, искавшая партнёра для занятий танцами. Как сейчас помню, это был поздний вечер, я пришел с школы, и мне мать передала приглашение от своей знакомой. Я согласился, правда, совсем не помню, почему. Возможно, к слову, потому, что боялся маму обидеть, ибо тогда она много ругалась с отцом, я видел это, и попытался поддержать ее таким образом, а может потому, что хотел попробовать что-то новое и согласился, боюсь соврать, точно не помню. Встал в пару, начали заниматься. Первый год занимались не очень активно, 1-2 раза в неделю. Помню, я совсем не понимал, что делаю, как они так двигаются, как они не устают. Второй - третий год не особо помню, ходили так же, 2 раза в неделю, выступали на соревнованиях, даже что-то выигрывали. Правда, боясь, что высмеют, я не особо распространялся о том, чем занимаюсь. Правда, когда я говорил об этом девочкам, помню, мне улыбались в ответ. Не пойму, они так смеялись надо мной или мое занятие вызывало у них симпатию. Парни же в большинстве своем посмеивались. Я даже помню, что когда за мной не приходили, чтобы забрать и отвезти на тренировку, у меня это вызывало чувство облегчения. То ли потому, что не буду высмеян, то ли потому, что не нравилось. Продолжу. На четвертый год занятий мы расстались, меня поставили в пару с другой девочкой, и вот с ней уже, как говорится, пошло поехало. Мы росли, стали намного больше заниматься, более углублённо. Стали активнее выступать, улучшались результаты. И в этот период я не особо много задавался вопросом "А тем ли я занимаюсь?", разве что в периоды ссор и провальных выступлений. С этой девочкой мы простояли в паре 7 лет, расстались, но оба остались в прежнем клубе, нашли себе других партнёров, и сейчас выступаем, занимаемся ещё больше, но уже в разных составах. С новой партнёршей отношения очень долго складывались, около полугода пытались найти общий язык, и только сейчас, в конце 2022 года, пошел результат. Так получилось, что когда я расстался с предыдущей партнёршей, я без пары был около 4 месяцев. И в это время у меня пошла волна вопросов к самому себе - почему такой слабый результат за 12 лет, почему я до сих пор не в паре, почему я так плохо танцую (это результат самокритики, не слов тренеров. Поскольку я все это время занимался один, пока был без пары, я выявил огромное количество своих косяков, главный из которых - отсутствие видения цельной картины), а тем ли я вообще занимаюсь, а не обманываю ли сам себя (ведь пошел в спорт я, по большому счету, чтобы маму не обидеть), какая у меня вообще цель. С целью, к слову, огромная проблема. Ведь я правда не понимаю, зачем занимаюсь. Больше всего я боюсь услышать, что это не мое, или что все было зря. Скорее всего потому, что потрачено уже огромное количество денег родительских, своих эмоциональных ресурсов. Ещё потому, что будет много сплетен в клубе про меня. Я всегда боялся, что меня будут называть халтурщиком, лентяем. В моем клубе к таким относились крайне пренебрежительно. Справедливо, с одной стороны, ведь спорт не терпит лентяев. Но выглядит это, как принуждение, а не как здравый посыл. Да и в целом, от отношения тренеров к спортсмену в нашем клубе всегда зависело ещё и отношение одноклубников к тебе, а это порой даже более весомо, по крайней мере для меня. В итоге, если честно, я боюсь осуждений в свою сторону, ото всех. И на этом страхе, возможно, продолжаю заниматься. Или нет. Я вообще не уверен, на чем я держусь ещё. Ведь я поделился этим вопросом сначала с одноклубником, который заверил меня, что "...не может человек, который столько занимается в зале, не любить то, чем он занимается. Если бы не любил, придумал бы отмазу, как не пойти." А когда спросил близкого друга, не связанного с данным спортом, он мне ответил "Удовольствие бывает краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочное ты получаешь здесь и сейчас, например, выступив удачно на турнире. А долгосрочное - от роста, от погружения вглубь сути того, чем занимаешься. Судя по тому, что ты говоришь, ты получаешь удовольствие от роста, от самосовершенствования. То есть, в целом, можно сказать, что тебе нравится твое дело." Ни с тем, ни с другим не поспоришь. И я бы был готов с ними согласиться, но я боюсь сам себя обмануть, поставить лживую цель, и снова заниматься в угоду мнению окружающих. Я много прочел о том, что такое "нравится". В большинстве своем пишут, если вкратце - это когда ты не смотришь на часы, когда тебе без разницы мнение окружающих, когда ты растешь, растет твой статус, успехи. Последние два пункта определенное да, первые два - точно нет. Помогите! Заранее спасибо!
Автор вопроса: Кирилл Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемый Кирилл! Как я понимаю, сейчас у вас возник некий кризис, который вероятно, связан со взрослением. Вы переосмысливаете себя, свои выборы, свою жизнь, свои ценности, как бы проверяете их на прочность. Свое? Или не свое? Разрушить? Или оставить? И если идти, то куда и зачем? Вы начинаете с самого начала:"Я согласился, правда, совсем не помню, почему. Возможно, к слову, потому, что боялся маму обидеть.А может потому, что хотел попробовать что-то новое и согласился, боюсь соврать, точно не помню." То есть ваши мысли сводятся к тому, что вроде как это вам и не очень было надо. Мы даем детям возможность выбирать именно с целью умения определять что им нравится, а что нет. С целью привить умение делать собственный выбор. Но пока ребенок маленький, он очень зависит от взрослых и их мнения. Во многом он просто копирует поведение окружающих. Предлагаю вам не судить себя строго за этот выбор и не пытаться впихнуть его в какие-то рамки. Признать, что вы были ребенком. Взрослому порой тяжело сделать выбор. А малышу тем более. У него нет в голове явных ориентиров, тем более, по таким серьезным вопросам как направление обучения. Ему может понравиться яркая афиша или конфетки у входа, он и пойдет. Важно лишь то, что ВЫ ДУМАЕТЕ СЕЙЧАС. А прошлое уже не вернуть и решение не изменить.
Далее вы пишете:" И в этот период я не особо много задавался вопросом "А тем ли я занимаюсь?", разве что в периоды ссор и провальных выступлений." Что, по вашему мнению, вас тогда мотивировало? Вспомните эти годы. Себя на подъеме, без сомнений. Может, была какая-то стабильность с той партнершей? Высокие достижения? Самоудовлетворение? Чего не стало потом? Что развалилось? Я так понимаю, раз танцы парные, важен контакт с коллегой, умение смотреть в одну сторону и слаженно работать. Смогли ли вы как бы преодолеть разрыв? Обрести почву под ногами заново? Или разрыв больно по вам ударил? Породил слишком много вопросов? Что важнее: танцы, с кем угодно, в любом виде или наличие стабильной партнерши? Что важнее: танцы или движение вверх? Это вещи разъединимые или абсолютно нет? Хватает ли вам результатов или в душе хотелось бы большего и появилось некое разочарование? Вы бы были верны танцам наверняка и вопреки чему угодно или вы работаете только и исключительно на результат? Понимаю, что в спорте обычно все это идет рука об руку и, тем не менее, эти вопросы важны для определения ваших скрытых мотивов. Может вам вообще плевать именно на танцы, а важно лишь в чем-либо преуспевать.
Вы далее пишете: "Я много прочел о том, что такое "нравится". В большинстве своем пишут, если вкратце - это когда ты не смотришь на часы, когда тебе без разницы мнение окружающих, когда ты растешь, растет твой статус, успехи. Последние два пункта определенное да, первые два - точно нет." Знаете, мне кажется, тот, кто это писал немного лукавил или скорее вел речь о некоем хобби. Можно вязать, сидя в кресле, и складывать носки в шкаф, никому не показывая. Ну нравится человеку вязать. Он так коротает время. Ему не нужна ни похвала, ни овации, просто он так приятно проводит время. Но порой путь куда-то идет через кровь, боль и слезы, через преодоление, это особенно верно о спорте. Вопрос в том готов человек это терпеть или нет. И ради чего он готов это терпеть. Конечно же, атмосфера в коллективах тоже может быть не самая здоровая: презрение к ленивцам - это мотив. Мотив не попасть в группу аутсайдеров. Корявый такой, но пинок. И тут встает вопрос: хотите ли вы заниматься танцами в виде хобби по выходным в приятной компании или все же вы хотите соревноваться? Еще раз:
1)Все-таки имеют для вас значение танцы или нет? Испытываете ли вы к этому занятию какие-то чувства? Если испытываете, то какие? Если испытываете, то к чему конкретно в танцах? Может стоит вообще сменить направление?
2)Есть ли вам куда еще двигаться? Чувствуете ли вы в себе силы идти дальше? Что бы вас мотивировало?
3)Объективны ли ваши сомнения? Действительно ли все так плохо или вы слишком критичны к себе? Может, вы просто устали? Перегорели? От бесконечного напряжения в токсичном коллективе? Что бы восстановило вашу энергию? Напишите список своих достижений. Как вы его оцениваете? А что вас истощает? Можно ли это как-то исправить? Думали ли вы сменить школу? Или это плохой вариант?
4)Хобби или спорт?
Ну и вы много писали о своей зависимости от чужого мнения: о том, что подумает общество о ваших занятиях якобы "женским" делом, о том, что подумает коллектив, если вы уйдете (боязнь оказаться в проигравших?), о том, что подумает тренер. Это уже немного другая тема. Главный вопрос: что вы сами о себе подумаете? Как вы будете к себе относиться, если уйдете? А если останетесь? Почему так важно не разочаровать никого? Что будет, если разочаровать? Представьте себе этого тренера, который громогласно заявляет: "Это не твое, все было зря!", что с вами происходит в этот момент? Поймите, что обесценивание - манипуляция. И вы на нее ведетесь. Вы как бы на крючке. Но вы сами себя на него подвешиваете. Так как именно внутри вас сидит этот голосок который вторит: "Зря или не зря..." Как вы сами считаете, все-таки эти годы вы провели зря или куда-то пришли? Что вы обрели с танцами? Может быть, хорошее тело? Или новых друзей? Или какие-то достижения? Что для вас танцы? Даже если вы вдруг решите уйти, не может быть, что целый путь из 12 лет был зря. Что для вас этот ОПЫТ? Поймите, даже если человек сел в лужу, это опыт. Неприятный, но опыт. Из опыта всегда что-то выносят. Опыт не бывает плохим. Опыт - это движение вперед. Что вы осознали о себе за эти годы тренировок? Поймите, что вашу жизнь жить только вам. И только вы решаете, как ею распоряжаться. А что подумают другие - дело десятое. Но это уже запрос на работу с психологом.
Помните, что вы имеете полное право как уйти, так и остаться. Как поменять что-то, так и оставить, как есть. Но это должен быть только ваш выбор. Так как теперь никто не может вас подтолкнуть к нему, как это было в детстве. И никогда не говорите, что такая огромная и долгая часть вашей жизни - это зря. С уважением, К.В.