Работа высасывает из меня все жизненные силы, не знаю, как противостоять этому

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня терзает одна довольно обычная проблема, но я совершенно не знаю, как мне поступить. Мне 25 лет, я из не сильно большого города (190 тыщ. человек). В прошлом году закончила институт в Москве и вернулась в свой город. Работу здесь найти крайне тяжело, для удаленки я туповата. Пошла на одну работу - ушла после 2х месяцев, потому что работа руками была слишком тяжелой, пальцы были в мозолях. После неё устроилась на зону кадровиком за мрот (гражданский персонал). Я была рада, что могу набраться опыта в сфере, которая мне нравится, а я "набралась бы опыта непременно, ведь это же гражданский персонал и зарплата мрот! там маленькая должностная инструкция!" -думала я....
Как бы ни так!!
На зоне работают аттестованные сотрудники (которые в погонах) и гражданский персонал. Всю работу выполняют аттестованные, а гражданские там что-то типа мелких помощников. Соответственно, аттестованные получают зарплату в 50 тысяч, а мы 13. Все гражданские работают там уже довольно давно, и они действительно выполняют определенные ЧЕТКИЕ задачи, их никто не трогает, они могут отдыхать в течение рабочего дня, их даже пораньше отпускают домой.
Как вы понимаете, у меня всё иначе. Я с дуру, как только пришла, начала усиленно работать, что выполняла не только свои обязанности, но и обязанности своей начальницы, бухгалтера, соцработника и другим по просьбе. Сейчас корю себя сильно, потому что спустя пару месяцев я поняла, что как-то не дело...Я оставалась перерабатывать после конца рабочего дня, в обед, и перестала работать в таком темпе. Естественно, начались упрёки, что "что-то ты, Аня, подсдала", но я всё равно стала уходить домой ровно в пять и на обед. К сожалению, работы меньше не стало. Но мне добавили зарплату: полставки, 3500 рублей, за увеличенный объем работы. И этой ставкой меня помыкают. Мол, это я устроилась хорошо, получаю 17 тысяч. Когда мои коллеги в отпуске, всю работу делаю я, но доплата идёт другому аттестованному сотруднику, потому что гражданский работник не может по договору замещать аттестованного сотрудника. Не положено. Но кого это волнует?
Мне начали давать столько заданий, что я не успеваю их сделать, соответственно задания не выполнены на "5", какие-то совсем плохо. За это меня ругают. Если вы думаете, что я молчу и всё делаю, то вы правы. Но отчасти. Я высказывала, когда на меня сильно наехали. Сказала, что это не мои обязанности, что я не успеваю, что это физически невозможно. Но мне ответили "Как это не твои обязанности? А чьи же? Нужно просто быстрее работать". Но я и так в постоянном движении, мне даже кофе попить не дают, говорят "что-то ты не работаешь".
Вот знаете, я это вам сейчас пишу и понимаю, насколько это ненормально выглядит...Мне уже много раз коллеги из других отделов говорили, что я единственная работаю, что без меня работа встала, когда я в отпуск уходила (мне естественно звонили в отпуске) и никто не работал. Мои мама и бабушка радуются, говорят "как хорошо, они в тебе нуждаются! ты ценный работник!". А мне стыдно за это, за то, что я работаю на такой низкоквалифицированной и низкооплачиваемой работе и работаю как проклятая. Но я совершенно не знаю, как себя защитить, мне кажется, что я не подготовленная к этой жизни. Всё, что я могу сказать, то есть попытаться себя защитить, сразу обрывается, и меня затыкают. И я продолжаю работать. Сейчас уйти я не могу, потому что мне нужно хотя бы до года отработать, чтобы опыт в книжке записан был. К сожалению, таким как я нужны эти пресловутые "опыты".
Но началась такая тема...Я не могу нормально спать, я постоянно чувствую тревогу, не сильно выраженную, но всё же тревогу. Просыпаюсь рано, а потом то засыпаю, то просыпаюсь. Головные боли и температура поднимается. Я ненавижу себя за то, что так реагирую, я очень сильно завидую людям, которые реально не обращают внимание и живут спокойно. А я прямо не могу, слишком сильно переживаю. Я не понимаю ради чего я этим занимаюсь, я хочу ненапряжную работу с минимумом задач, которую я бы могла растянуть на весь день, а не второпях делать, пока у тебя стоят над душой. Уж лучше полы мыть за такую зарплату, но мне родители не позволят никогда. А я, как уже говорила выше, вообще не приспособлена к жизни и не могу почувствовать себя самостоятельно. Это, наверно, моя вторая проблема. Мне стыдно, что мне 25 лет, а я такой слабый духом человек.
Автор вопроса: Анна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гатиева Людмила Федоровна.
Здравствуйте, Анна!
Давайте попробуем разобраться в Вашей ситуации и посмотрим, что В Ваших силах сделать, чтобы эту ситуацию изменить.
С работой сейчас, конечно, сложно, но пойти мыть полы в случае чего можно всегда. И это не стыдно. Жизнь – штука сложная и полосатая. Но стоило ли для этого получать высшее образование? Думаю, вряд ли. И работа, от которой пальцы в мозолях тоже вряд ли требовала высокой квалификации. Сейчас Вы нашли для себя дело, которое Вам в целом интересно. И это здорово, когда человек занимается делом, которое ему нравится.
Анна, с прошлого года Ваша жизнь резко изменилась. Жизнь студентки столичного ВУЗА очень отличается от жизни работающей женщины, согласитесь. Вы уже полноценно вступили во взрослую жизнь с финансовой точки зрения. Видимо, Вы продолжаете жить с родителями и поэтому невозможно пока говорить о Вашей полной самостоятельности. Но у Вас есть опыт самостоятельного проживания вдали от родительского дома и, наверняка, Вам приходилось сталкиваться с разными трудностями. Вы же справлялись с ними. Это я о Вашей «якобы неприспособленности к жизни». Слабый духом человек не сможет несколько лет прожить вдали от дома. Анна, а это ваше мнение, что Вы не приспособлены к жизни? Или Вы слышите это от родителей? Если от родителей, то, к сожалению, нашим близким часто удобно нам внушить, что мы без них пропадем. Это нежелание отпускать от себя уже взрослых детей имеет целью максимально долго удержать их около себя. И в этом случае Ваши родители будут решать, где Вам работать, как жить, за кого выходить замуж, как воспитывать детей. Но Ваш собственный опыт самостоятельной жизни (понятно, что во время учебы с финансовой помощью родителей) говорит об обратном. Вы уже жили самостоятельно и успешно с этим справились. Вы, как взрослый человек вправе принимать самостоятельные решения. Вы можете посоветоваться с родителями, выслушать их доводы. Но решение остается за Вами. Это – Ваша жизнь, Ваши ошибки, Ваши успехи. Вы несете за это ответственность.
А для полной адаптации к новым условиям жизни нужно время. Учитывая, что Вам пришлось искать работу, менять, снова искать, этот период, необходимый для адаптации увеличивается во времени. Поэтому дайте себе время, Анна.
Те симптомы, которые Вы описываете – это явное проявление психосоматики. И уйти они могут, только если устранить причину их появления. В противном случае они будут нарастать. Причем смена работы не гарантирует их исчезновения. Потому что если сложится похожая ситуация на другой работе, то симптомы вернутся.
Главная Ваша задача – научится выражать свои эмоции. Какие чувства Вас переполняют, Анна?
Страх? Страх остаться без работы? Страх перед родителями? Страх перед начальством?
Гнев? Гнев на себя? На родителей? На начальство? За что?
Продолжите этот список.
А теперь давайте посмотрим, что происходит у Вас на работе. Читая эту часть Вашего письма, вспомнила свою первую работу… Примерно через полгода после начала работы, наблюдая в очередной раз, как я дома разгребаю бумаги и собираюсь снова выходить в субботу на работу (мы с подругой были две такие в отделе, больше никто никогда не выходил сверхурочно) мой папа мне сказал: «Есть три варианта, почему ты перерабатываешь. 1. Ты не соответствуешь занимаемой должности, поэтому не справляешься с работой. 2. Ты не умеешь организовать свое рабочее время, поэтому не успеваешь все сделать. 3. На тебя возложили объем обязанностей, которые ты физически выполнить не можешь.» Он был абсолютно прав. У меня был третий вариант и пришлось отстаивать свои права. В результате был принят на работу еще один человек.
Вы, Анна со своей непосредственной работой справляетесь. Об этом Вам говорят даже сотрудники других отделов. А в отпуске не стоит отвечать на звонки с работы. Вы просто уехали и отключили телефон. И не важно насколько далеко Вы находитесь в этот момент от работы. Вы в отпуске.
Вряд ли Вашу работу можно назвать низкоквалифицированной. Насколько я поняла, саму работу Вы освоили легко, у Вас не возникло больших затруднений. Но это не значит, что это низкоквалифицированный труд. Здесь нужны и внимательность, и знание ПО и масса других навыков. Анна, учитесь уважать и свой собственный труд, и труд других людей. Для того чтобы двигаться дальше в профессии действительно нужен опыт. На работе мы тоже учимся. Смешно и нелепо выглядит начальник, который не знает работы своих подчиненных. Поэтому опыт придется нарабатывать. В трудовой книжке у Вас уже должна быть запись о приеме на работу. Как кадровик Вы это знаете. И если Вы заинтересуете работодателя, то он не будет обращать внимание на то, что Вы отработали год или 9 месяцев.
Да, Вы можете заняться поиском новой работы, продолжая работать на старой.
Но я бы для начала предложила Вам попробовать изменить ситуацию, начав отстаивать свои права.
1.Внимательно изучите свою должностную инструкцию.
2.Обед и работа до 17-00 не обсуждаются.
3. Ваши непосредственные обязанности должны быть выполнены точно в срок, и как Вы говорите на 5. Они ВСЕГДА В ПРИОРИТЕТЕ.
3. Если доплата за замещение идет аттестованному сотруднику, то он его и заменяет. Если Вы заменяете его, то пусть Ваш начальник решает, как Вам выплатить эти деньги. У начальника отдела кадров, думаю, возможности есть оформить дополнительный договор. Если нет, пусть замещает человек, согласно приказа.
4. Учитесь говорить: «Нет.» Для начала «другим с просьбами», соцработнику, бухгалтеру….
У Вас в данный момент другая важная работа и просьба не отвлекать.
5. Что касается начальницы. Здесь вопрос деликатнее. И с плеча рубить не стоит. Есть ли в ее поручениях те, что Вы считаете Вам нужны для Вашего профессионального развития? Ведь работа за нее с одной стороны для Вас дополнительная нагрузка, а с другой расширяет Ваш профессиональный кругозор. Попробуйте критически оценить ту нагрузку, которую Вам предлагает начальница и понять, что Вы готовы делать, а что нет.
6.То есть постарайтесь постепенно, но твердо избавится от дополнительной работы, которая не является Вашей. Возможно Вы будете готовы выполнять определенные поручения Вашей начальницы, а может быть и нет.
7. Анна, я понимаю, что 3500 рублей для Вас деньги не лишние. Но если Вас постоянно помыкают этой ставкой, а Вы хотите просто выполнять свою работу, то Вы можете отказаться от доплаты, сказав, что готовы выполнять ТОЛЬКО СВОЮ РАБОТУ. Но это должен быть не эмоциональный порыв, а твердо высказанное мнение, что называется в нужное время, в нужном месте. Ваши слова должны быть восприняты всерьез. И если к тому моменту, Вы будете кроме своей работы выполнять только поручения начальницы, то помыкания просто сойдут на нет.
И, кстати, от кого они исходили? От начальницы – это один момент. А все остальные пусть руководят непосредственными подчиненными, если таковые имеются.
8. Если все вокруг пьют кофе, присоединяйтесь! Когда не работает целый отдел, как- то странно выделять, что не работает только один человек. Не стесняйтесь говорить об этой детали.
9. Начните отделять замечания непосредственного руководства от замечаний сослуживцев или людей из других отделов. Это не их должностные обязанности. Отдел кадров всегда был и остается привилегированным отделом, помните об этом.
Анна, а Вы рассматриваете вопрос о своей возможной аттестации? Зарплата в 50 тысяч достаточно привлекательна. Я согласна, с Вашими близкими, что Вы – ценный работник. Только сейчас Вы позволяете себя эксплуатировать. Не торопитесь и потихоньку начинайте отстаивать свои права. У Вас все получится.
Надеюсь, что мой ответ будет Вам полезен. Если возникнут вопросы, обращайтесь.
Желаю Вам успехов!
P.S. Буду признательна за обратную связь о консультации.
С уважением,
Гатиева Людмила Федоровна
Тел. 8-916-605-44-81
[email protected]