Я на людях всегда молчу, а внутри вся почернела от переживаний. Как научиться защищаться?

Вопрос психологу:
Добрый день, у меня на работе есть сотрудница, после общения с которой я себя чувствую очень униженным и опущенным человеком. Я достаточно долго работаю в этом коллективе, в основном женщины, данный человек ну очень давно работает, я пришла намного позже и всегда прислушивалась к ее советам, можно сказать у нас были неплохие даже доверительные отношения. Коллектив омолаживался и приходили молоденькие девчонки и я стала замечать, что я жутко противна этому человеку. В мое отсутствие она очень любит со своей позиции рассказывать коллегам о моих неправильных по ее суждениям рабочих планов и задач. Настраивает против коллектив, т.е. с ней спорить бесполезно, она всегда права, это только скажется на моем здоровье и плохое самочувствие мне обеспечено на весь день. Она знает о том, что я за все переживаю и повышает статус в глазах коллег . Считает себя, что она все знает, как правильно что надо делать, что она сама справедливость , и я вижу что она очень довольно когда начинает мне что то говорить и доказывать, зная что я промолчу и буду нервничать и переживать, что не смогла ей ответить на ее колкости и даже неправильные суждения и поступки по работе. Иными словами, я очень боюсь этого человека. человек этот ведёт себя так, что может на работе говорить что угодно, правильно, неправильно и это всегда будет восприниматься как правильно, потому что я боюсь ей возразить , у меня страх. Как же мне тогда работать и общаться с коллективом и с ней. И я уже сама понимаю, что необходимо предпринять какие то меры и действия чтобы не принимать так близко к сердцу ее слова, она ведь скажет , нанесет укол- а я целый день с этим живу, ни о чем другом не могу думать . А мне надо научиться не реагировать и не обращать внимание ни на нее ни на коллег. Я очень хочу рабочие моменты забывать и не прокручивать целый день в голове, особенно кто что сказал. Научиться не обращать внимание и очень хочу научиться давать отпор таким наглым людям и хамоватым, а сейчас моя воспитанность мне не позволяет. Но мир жесток и мне надо выживать и таких людей в окружении достаточно и как себя с ними вести, прошу подсказать.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Татьяна, здравствуйте!
Благодарю, что поделились своей историей. Психологическое давление, напряжённая атмосфера в коллективе способны превратить прежде любимое дело в сплошное мучение.
Сложно заочно делать выводы о третьем лице, но давайте порассуждаем, в чём тут может быть дело. Как я понимаю из письма, сотрудница, о которой Вы пишете, это не Ваш начальник, а такая же коллега, как и остальные, просто работает давно?
Так случается, что представители старой гвардии могут занимать позицию неофициального помощника начальника в коллективе. Такие люди порой составляют оплот организации (если не подрывают авторитет начальства, не тянут одеяло на себя, не становятся серыми кардиналами, не вносят в коллектив мятеж, брожение и нездоровую атмосферу).
Они зачастую не претендуют на кресло начальника, являются экспертами и могут на рабочем месте становиться наставниками для новичков. Им только нужно общественное признание себя «правой рукой» начальника, особый статус в коллективе, поддерживающий их самооценку на высоком уровне.
Скорее всего, сотрудница, о которой Вы пишете, когда-то проявила в отношении Вас заботу, вырастила Вас как специалиста (как она считает), поэтому Вы для неё занимаете роль ученицы. Но время не стоит на месте, приходят новые ученицы, готовые с открытыми ртами слушать её наставления. И всё бы было ничего, да вот только, возможно, Вы стали в работе слишком самостоятельной, больше не советуетесь с ней, высказываете своё мнение по поводу задач и планов, отличное от её мнения.
Возможно, она почувствовала, что воспитала себе конкурентку, которая моложе по возрасту, мягче по характеру, умнее, современнее и т.д. Теперь под сотрудницей зашаталось кресло, как она подумала и решила, пока не поздно, расставить приоритеты в свою пользу, опираясь на свой авторитет и непонимание контекста новыми сотрудниками. Таким образом она роняет Ваши экспертность и авторитет, дабы удержать свои на прежнем уровне.
Хотелось бы понять, откуда Вы узнали, Татьяна, что в Ваше отсутствие она обсуждает Вас с коллективом, критикует? То есть в коллективе есть тот, кто Вам это рассказывает? Значит, у Вас есть группа поддержки? Вы уверены в точности переданной информации? Коллектив - структура сложная, поэтому дело может быть не только или не столько в той старой сотруднице.
Почему Вы решили, что стали жутко противны этой сотруднице? Почему именно эти слова - «жутко противна»? В какой момент это началось? После каких событий? Как это выражалось?
Как Вы считаете, у этой сотрудницы есть объективный повод критиковать Вашу работу?
Вы пишете, Татьяна, что Вы по своей сути воспитанный и неконфликтный человек, поэтому Вам трудно выдерживать такое нагнетание обстановки. Ситуация достигла того уровня, когда на всякий случай нужно рассматривать и самый экстремальный вариант с увольнением, чтобы быть к нему морально готовой, подготовить пути к отступлению. Для этого нужно и дома, с близкими обсудить сложившуюся на работе ситуацию, Вам может потребоваться их моральная поддержка.
Вас, вероятно, оговаривает эта старшая коллега, портит Вашу репутацию, вынуждает нервничать, тратить своё здоровье на переживания. Может оказаться, что на самом деле ситуация выглядит несколько иначе, чем Вы её воспринимаете.
Допустите вероятность того, что этой сотруднице про Вас тоже кто-то из сотрудников может говорить гадости, якобы Вы её обсуждаете за спиной, поэтому она так к Вам поменяла отношение. Такое может быть?
Старайтесь не откровенничать на работе на личные темы, чтобы эту информацию не обернули против Вас.
Татьяна, откуда у Вас страх перед этой женщиной? С психологической точки зрения можно предположить, что в детстве у Вас перед глазами был пример властной женщины, которую Вы словно видите в этой сотруднице, именно её боитесь?
Скорее всего, эта сотрудница сама чего-то очень боится, но все вопросы привыкла решать силой, поэтому запугивает Вас компенсаторно, чтобы самой не было так страшно. Может быть её тиранят дома.
Раз надавив на Вас, и видя, что Вы отступили, испугались, она поняла, что её тактика сработала, теперь она может ею пользоваться постоянно, сбрасывая своё напряжение на Вас.
Если она не Ваш начальник, Вы не обязаны ей подчиняться по работе, согласовывать с ней каждое действие. Если Вы уверены, что выполняете работу безупречно, то у Вас всегда есть возможность отстоять свою точку зрения перед коллективом, начальством. Даже если у Вас бывают ошибки, знайте, что у всех есть право ошибаться и исправлять свои ошибки, это не повод унижать человека прилюдно.
Только разговор с этой сотрудницей даст шанс хоть что-то прояснить в ваших отношениях. Без установки границ здесь не обойтись. Не обязательно выяснять отношения прилюдно, это может быть ваш разговор тет-а-тет. Вам нужно подготовиться к разговору: что Вы будете говорить ей, о чём спрашивать. Но лишние беспристрастные уши во время вашего разговора помогли бы Вам отстоять себя, если вдруг сотрудница захочет потом от обиды перевернуть разговор с ног на голову.
Скажите ей, что Вы давно уже хотели бы поговорить, выяснить эти недоразумения, что случилось между вами. Если она начнёт давить на Вас, скажите, что Вам это неприятно, Вы не считаете допустимым такой тон, манеру общения, попросите соблюдения деловой этики и взаимного уважения. Можете сказать, что Вы знаете, что она обсуждает Вас при коллегах - это даст ей понять, что не все в коллективе безоговорочно на её стороне.
Просто перестать реагировать на едкие комментарии вряд ли получится, для этого Вам нужно перестать быть собой - воспитанной, тактичной, чувствительной и перестать доверять своим ощущениям. А вот вежливо, по-человечески разобраться в том, что и почему происходит, что мешает рабочему процессу, можно и нужно. Если сотрудница после такого разговора только усилит своё преследование, то Вы вправе вынести это на обсуждение с руководством, максимально удерживая себя от перехода на личности. Вам нужно подготовиться, предъявить факты как подтверждение своих слов, что такая обстановка мешает нормальному рабочему взаимодействию.
Может быть посмотреть на ситуацию иначе: именно стойкости, смелости, умению постоять за себя, не роняя достоинства соперника, уверенности в своей правоте, умению контактировать с бесцеремонными людьми и пытается неосознаваемо научить Вас коллега? Решение этого вопроса - задача для Вашего личностного и профессионального роста?
С уважением,
Наталья
По условиям индивидуального приёма - смотрите информацию в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте письменную заявку на консультацию через Вотсап +7 (девять два пять) 525 0023