Замучил невроз из-за длительной безработицы.

Вопрос психологу:
Мне 28 лет. Всегда считала себя трудоголиком. И вот я сижу дома уже 1 год и 3 месяца. Живу за счет своего гражданского мужа, летом планировали свадьбу. Знакомы 4 года, живем в моей квартире. Болею только простудами, хотелось бы работать без разъездов. Я всегда была очень чувствительным к коллективу человеком. С первым и вторым местом работы мне повезло. Меня принимали - и я работала. На первом месте 3 года, на втором 7 месяцев. Не скажу, что было все идеально, я не верю в идеальных начальников, работа всегда стресс и окрик. Но работа мне нравилось, нравилось работать с детьми. Мне везло, т.к. были оба коллектива сверстниц. На первом месте я много добилась и была очень собой довольна! Работа нравилась! Сидела до 11 вечера за идею! Меня подвела гордыня, чуть только я чего-то достигла, показалось, что нужен рост, для этого уволилась! (а может просто устала до 11 сидеть).
Второе место было спокойное, мечта, коллектив замечательный, работа мне подходящая. (там вообще текучки нет, великолепный коллектив). Но ездить было 1,5 часа в один конец, я уволилась.
Где-то в это время я начала себя жалеть (ведь теперь нагрузка двойная надо еще и хозяйство вести, а у меня всегда проблемы были с уборкой).
Третья работа меня совсем подкосила. Я проработала там год. Это был кошмар. Работала с сумасшедшей начальницей. Я отказала ей в одной просьбе и вторые пол года она меня травила, я сидела на успокоительных. Вообще она многих травила, по очереди, придумывала несуществующие поводы и избирала тебя врагом народа. Каждое слово передавалось директору, все были запуганы, обдумывали каждое предложение. Я могла стараться, расшибиться об стенку, но она всегда была недовольна. Обвиняла в пропаже вещей. Травить она была мастерица и так грамотно это делала, что вроде бы она не делает ничего, а ты испытываешь ужасное психологическое давление. Я заработала себе кучу страхов, стала бояться руководителей, появилась какая-то странная подозрительность. Я боялась приходить на работу и старалась не попадаться ей на глаза. Это была травма.
И я себе поклялась, что найду работу с нормальным коллективом.
И вот с тех пор выбираю, смотрю на потенциального работодателя и прикидываю, насколько сумасшедшим он может оказаться. Прошла много собеседований, где-то отказывала по объективным причинам, где-то из-за страха. А тут кризис настал. Мой мужчина долго терпел, на работу не гнал.
Я закрыла глаза и пошла на более-менее подходящее место. Работа мне нравилась, с детьми интересно. Начальница оказалась интриганкой, ни о ком доброго слова. Больше всего угнетали постоянные разъезды и частые выходы в выходные и праздники. (я пыталась вначале показать себя с лучшей стороны, в итоге надорвалась и уволилась через 2 месяца.) И мысли о том, что здоровье портиться, что на работе постоянно заболеваешь, не высыпаешься, работаешь на износ и плохо выглядишь.
Чем больше сидишь дома, тем более ты деградируешь. За это время я поступила на курсы переподготовки, которые заканчиваю, но в будущей профессии успела разочароваться.
Я не понимаю что со мной, что-то у меня в голове! Это ужасно! Агрессию вымещаю и на себе в виде апатии и лени и на близких в виде необоснованных выпадов. Я ведь знаю, что стоит где-то мне перетерпеть первые полгода и место станет мне родным, и я не захочу уходить! Я с детства была тревожной. Рано погибли родители, переживала 1 серьезную депрессию.
Сейчас очень мало вакансий, а те, что есть с тяжелыми условиями. Мой мужчина устал, злится, ругаемся. Последний скандал был очень тяжелый. Думаем расходиться.
1) Что мне делать? Как быть, если не можешь себя заставить не бояться?
2) Хочу попробовать вначале поработать на полставки, может это поможет выйти из такого состояния?
3) Наверно стоит обратиться к врачу, но неврологи ничего у меня не находят кроме высокой тревожности, не хочу снова глотать химию.
4) А вдруг я просто разучилась напрягаться и не хочу работать? (Но я понимаю, что вечно меня кормить никто не будет, да и женщине нужна обязательно минимальная карьера).
Благодарна за все ответы. Буду рада ответу любого психолога. Спасибо еще раз огромное.
Автор вопроса: Мария Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Мария!
Проблема, которую Вы описываете, к сожалению, встречается довольно часто. Особенно в сегодняшнее время. Но, поскольку как Вы правильно заметили, кормить себя надо и деградировать очень не хочется, то ее нужно решать.
Давайте попробуем подойти к ее решению с нескольких сторон.
Одна из них – внешняя, т.е. необходимо попытаться составить «портрет» идеальной работы, так сказать работы Вашей мечты. Этот портрет должен содержать пункты, которые бы Вы хотели обязательно видеть для себя, пункты, с которыми Вы готовы мириться, чтобы заниматься тем, что нравиться и пункты, которые полностью исключают возможность Вашего нахождения на такой работе. Попытайтесь расставить их в порядке важности для Вас по группам. Когда список будет составлен, попытайтесь сократить его до возможного минимума в каждой из групп, находя для себя объяснение почему его возможно исключить. После этого постарайтесь против каждого пункта (как положительного, так и отрицательного) описать для себя почему именно он так важен для Вас при нахождении на такой работе. Например, возможность работать с детьми, которая Вам так нравиться, дает Вам ощущение сопричастности к творческому процессу, нравиться Вам тем, что Вы можете делиться своим опытом и знаниями с молодыми и жадными до этих знаний со-зданиями. Или, хороший коллектив для Вас дает ощущение поддержки, не отвлекает от важных для Вас задач, создает атмосферу творчества, а плохой отнимает много энергии для сдерживания агрессии, и т.п.
После такого анализа рекомендую еще раз пересмотреть список и попытаться сократить его за счет перемещения «отрицательных» требований в раздел тех, с которыми Вы готовы мириться и найти свои способы расширить «обязательные положительные» требования за счет возможностей своей организации рабочего места. Если в Вашем списке останется не более 3 пунктов в разделах «обязательно должно быть» и «могу мириться» и не более 2 «непримиримых», значит Вы смогли пересмотреть свои запросы и привести более менее к реальности, с которой придется столкнуться. Посмотрите еще раз на свой список и ответьте для себя, что из приведенного Вас наиболее страшит при поиске работы – совпадение ожидаемых или наличие неприемлемых требований. Иногда, кстати, наличие ожидаемых тоже может вызывать тревогу, только теперь она может проявляться в «увеличении требований» к такой близкой к идеалу работе и тоже приводить к уходу с нее.
Это небольшое упражнение для обработки и описания возможной тревожности со стороны внешних факто-ров.
Теперь попробуйте рассмотреть Вашу проблему тревожности со стороны внутренних, психологических факторов.
Вам нужно самостоятельно или с помощью специалиста (это может быть психолог, психотерапевт или кто-то еще) найти возможную причину Вашей тревожности, связанной с потерями вообще и с потерей работы, как средства независимости и самостоятельности в частности. Вы уже упомянули, что пережили потерю близких Вам людей. Возможно такая травма до сих пор дает о себе знать, ведь такая потеря больше всего связывается нами с потерей поддержки, опоры в жизни, с утратой некоего «стержня» в жизни. Потеря может быть связана и с ощущением незащищенности, необходимостью заботиться о себе самостоятельно и не всегда готовностью к этому этапу жизни. И если с родителями возможность поиска и выбора предусматривалась априори на ранних этапах жизни, то она может стать пугающей реальностью, которая будет про-являться разными способами, в том числе и невозможностью найти работу, постоянной сменой работы, ощущением неполноценности в этом вопросе. Отсюда могут возникать и бессознательные желания такой поддержки и от других близких Вам людей, в частности молодого человека, с которым Вы находитесь ря-дом. Вы можете неосознанно продолжать попытки ощутить заботу и поддержку в нелегком вопросе выбора дальнейшей судьбы, рассчитывать получить ее от молодого человека. Однако он может быть не готов к та-кой роли. Тогда Ваши неоправданные надежды и его непонятая роль могут стать полем для Ваших конфликтов и разногласий.
В любом случае, мне видится, что Вам необходимо начать работу над собой и своими страхами перед жизнью. И чем скорее Вы ее начнете, тем больше у Вас шансов остаться рядом с близким Вам человеком, найти себя и свое место в жизни. Нет ничего продуктивнее, чем инвестиции в себя и свои интересы. Просто иногда понять и себя и эти самые интересы бывает довольно сложно. Но пусть Вас не пугают эти сложности. Ведь как результат, Вы можете обрести гармонию с собой и миром!
Не останавливайтесь только на вопросах «почему?», ищите ответы на вопросы «как?»!
Надеюсь что Вам не безразлична Ваша жизнь! Любите себя и тогда вокруг Вас мир также наполниться любовью!
С уважением, Елена Гладкова