Мучаюсь от прокрастинации, не могу принять решение.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Недавно я крепко задумалась над определением в жизни и расстановкой целей. Всё началось с депрессии, которую диагностировали сразу после моего отчисления из университета по собственному желанию. Я поняла, что нахожусь не на своём месте и пытаюсь оправдать желания родителей, полностью игнорируя собственные желания. Большую часть времени я посвящала учёбе, а в оставшееся старалась заниматься прочей активностью. Вскоре я настолько плотно забила своё расписание, что у меня не оставалось сил думать о правильности происходящего. Я была вымотана не только морально, но и физически, потому что стала часто подолгу гулять и посещать спортивный зал. После отчисления я ушла в депрессию с головой и перегорела, как мне казалось, к процессу обучения полностью.
Сейчас я всё ещё нахожусь в депрессии, но понимаю, что выйти из этого состояния анабиоза смогу только при условии работы над собой, а в нескончаемой фрустрации и оглядках на прошлое я потеряю себя окончательно. Я думаю, что готова начать делать шаги к изменению своего положения, однако меня терзают сомнения, касающиеся выбора пути развития. Я хочу связать свою жизнь со сферой художественного искусства, но не могу выбрать между теоретическим и практическим обучением из-за переживаний. Если я выберу теоретическое обучение, то в целом буду довольна, ведь мне это искренне интересно, но я боюсь, что снова откажусь от детской мечты, предам себя и буду несчастна в глубине души, потому что буду завидовать реализовавшимся художникам, сделав рисование своим хобби. Если остановлюсь на практическом, то, мне кажется, буду более счастлива, но при выборе этого варианта я боюсь выгореть из-за заниженной самооценки, бесконечного сравнения своей творческой деятельности с работами других художников, синдрома отличницы и нездорового перфекционизма. Есть ещё один нюанс, связанный с поступлением: на практические направления больше конкурс и выше конкуренция. Не оставляет страх истощения на середине пути из-за большего количества переживаний, связанных с творческой деятельностью, в отличие от теоретического обучения, в основе которого лежат знания, которые, как мне кажется, дадутся мне проще. Понимаю, что выбор мне необходимо сделать самостоятельно, чтобы не перекладывать ответственность на другого человека и нести её самой, но мне крайне трудно оценить здраво свои способности и возможности. Моё депрессивное мышление также очень сильно влияет на процесс обдумывания и рисует самые страшные картинки будущего. Я знаю о распространённой технике выписывания плюсов и минусов для облегчения принятия решения, но хочу попросить посоветовать мне что-то дополнительно. Будет интересно почитать взгляд специалиста со стороны. Может быть, вам виднее то, что я не вижу о себе в упор? Заранее благодарю.
Автор вопроса: Александра Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Несмиян Ирина Юрьевна.
Александра, здравствуйте.
Благодарю вас за вопрос.
Как здорово, что вы готовы начать делать шаги к изменениям в своей жизни. Это уже огромный шаг!
И как хорошо, что вы понимаете про свою ответственность за свою жизнь.
Ответственность не только за выбор в ней, но и ответственность за изменения в своей жизни.
1. Так как вам уже диагностировали депрессию, очень рекомендую продолжать сотрудничество с доктором.
2. Наши эмоции в жизни как маркеры того, куда мы с вами движемся, если изменения в нашей жизни нас устраивают, они сходятся с нашим внутренним представлением о жизни, то нас в основном посещают радостные эмоции, положительное состояние духа. Чем больше происходит, разница от своих представлений, и того что происходит в жизни на самом деле, тем сильнее и чаще к нам приходят, нежелательные эмоции, такие как разочарование, грусть, апатия, печаль и другие.
И сейчас как нельзя, кстати, пригодиться ваша готовность менять свою жизнь. То, что вам не нравится к сожалению, кроме вас никто не изменит.
Поэтому уже сейчас вы на правильном пути!
Вы поняли, что тот путь, которым вы пошли, не является вашим истинным желанием, и это отличный результат.
Также замечательно, что вы примерно понимаете, в какую сторону вы бы хотели пойти дальше.
3. В первую очередь, хочу вам рекомендовать заняться своим внутренним состоянием, внутренним наполнением ресурса, силы, любви к себе, любви к жизни.
Да, сейчас вы стоите перед таким выбором. Да, сейчас ваш период жизни не самый сладкий, но это лишь крошечный период в вашей жизни, который обязательно закончится!
И как взрослый человек, вы должны понимать и ответственность за свое состояние. У нас у всех бывают взлеты и падения, периоды активности и апатия и прочие периоды, которые периодически приходят к каждому человеку.
Здесь важно не отрекаться от этого периода, а дать себе его прожить. Позволить себе погрустить. Позволить себе ничего не делать. Позволить себе время для вашего определения, что делать дальше.
Находясь в этом периоде, уже сейчас можно помогать себе из него выходить.
В этом вам помогут следующие вопросы для самоанализа и следующее упражнение.
3.1 Составьте список пунктов которые приводят вас в ресурсное состояния. Пусть он состоит из двух частей.
Первая часть.
Список того, что в моменте может придать вам сил, поднимет настроение, что может подарить вам улыбку, что может вас расслабить.
Напишите столько пунктов, сколько вы сможете придумать.
Рекомендую этот список сразу делать в каком-нибудь блокноте, чтобы этот список у вас не затерялся. В последующем, постоянно дополняйте этот список потому, что чем больше ресурсных методов предания вам сил и ресурсного состояния, вы найдете, тем лучше для вас.
Пользуйтесь этим списком регулярно каждый день. В день можете по несколько пунктов делать, будет только лучше.
Обязательно посмотрите, чтобы в списке были дела, которые вы можете сделать прямо сегодня. Прямо сейчас. Из того состояния, которое есть у вас сейчас. И из тех условий которые у вас есть. Из ваших финансовых возможностей которые у вас есть.
Пусть в этом списке будут как платные вещи, так и бесплатные, которые можно сделать в любое время года или в какое-то конкретное, то есть максимальное количество разнообразных пунктов приносящих вам удовольствия, ресурса и приободрения вашему состоянию, от которых вам становиться хорошо.
Регулярно обращайтесь к этому блокноту, чтобы каждый день делать какие-то действия из-за этого списка, которые будут вас наполнять.
Вторая часть.
Вторая часть этого же списка, будет состоять из глубоких вещей в ответ, на которые вы бы смогли сказать.
Что после этого я чувствую себя отдохнувшим человеком.
Подумайте, что это может быть именно для вас.
Выполняйте действия из второй части либо каждый день, либо хотя бы один раз в неделю. Чем чаще тем лучше для вас.
3.2 Составьте список своих мечт, своих желаний. Составьте его определенным образом.
Напишите список 5 пунктов того о чем мечтаете в жизни.
Напишите список 5 пунктов о чем желаете на ближайший год.
Напишите список 5 пунктов, что для вас важно и чего хотелось бы сделать в ближайший месяц.
Теперь подумайте какие микро шаги вы можно предпринять уже сегодня для достижения желаемого будущего для каждого списка.
4. Помощь в вашем выборе поможет сделать вот еще какое упражнение Подумайте об этой ситуации со стороны себя через десять лет.
Представьте что у вас уже сложилась какая-либо удачная карьера. Вы уже этот выбор давно прошли. Эта ситуация вас больше не беспокоит. Для вас давно этот выбор не является чем-то глобальным в жизни. Вы давно уже определились, со своим местом в этой жизни и точно знаете как лучше для вас.
И тогда спросить себя, ту которая уже это все прошла.
Какой тогда она выбор бы сделала?
5. Предлагаю еще поразмышлять вам на тему того, что в нашей жизни нет правильного выбора или неправильного.
В жизни нет истории о том, что налево пойдешь золото найдёшь, направо пойдёшь мужа найдешь.
В нашей жизни нет таких выборов. Наша жизнь вся состоит из регулярных постоянных мелких выборов и решений. Жизнь в тот или иной момент может смело меняться, и меняться так, как вы того пожелаете. Просто потому, что посчитали это для себя верным выбором.
Наша жизнь очень разнообразна.
Вы можете смело пойти в тот опыт, который вам очень хочется, который вы считаете верным на сегодняшний момент и можете смело его потом изменить, если на тот момент вы посчитаете нужным это сделать.
Конечно, выбор своей профессии, вы определенно должны сделать сами. Но сложно пройти мимо ваших слов о детской мечте, что предадите себя, и в глубине души будете несчастны. Наверное, никому не пожелаешь этого.
Если осознанно идти на такое. Немного похоже на издевательство над собой. Подумайте об этом.
6. Отдельно прошу самоанализировать момент про зависть. Если вы будете завидовать реализовавшимся в этой профессии другим людям. Задайте себе вопрос, насколько это искреннее ваше желание, не вызвано ли оно только из зависти. Чего на самом деле хотите именно вы?
Зависть. Это с одной стороны, очень прекрасная, побуждающая к действиям к стремление, и к целям средство, но и она очень коварная.
Если сравнивать себя с другими, здесь можно очень сильно уйти вниз по лестнице самооценки. Мне кажется, в этом нет пользы ни для какого человека. Переводите свою зависть во вдохновение. Пусть люди вас вдохновляют и восхищают вас, берите с них пример и положительное для себя, то что этого реально можно достигнуть.
Важно искренне, рационально и осознанно для себя понимать следующее.
То чего вы хотите, действительно подходит под ваши способности и ваши возможности? Точно ли это ваше желание или оно навязано извне?
Себя не нужно ни с кем сравнивать, потому что вы абсолютно другой человек, у каждого из нас есть какие-то свои данные от природы, физические и психологически.
Поэтому сравнение себя всегда не рационально.
Сравнивайте себя, только с самой с собой. Будьте сегодня чуточку лучше, чем вчера. Ничего страшного, если сегодня вы не сделали ничего. Возможно, вы потратили много времени на обдумывание своей жизни, приняли какое то внутренние решений, или осознание, это тоже хорошо.
Это тоже большое действие.
Регулярными мелкими шагами, вы обязательно дойдете к своей истинной цели.
Все упражнения и рекомендации очень действенные, прошу отнестись к ним во всей серьезностью. Запланируйте для них свое время на ближайшую неделю, подумайте и решите когда вы сможете их выполнить.
Желаю вам удачи! У вас всё получиться!
Всегда буду рада ответить на ваши вопросы.
С пожеланиями душевной гармонии,
психолог Ирина Несмиян
моя почта: [email protected]