Чувствую себя какой то неудачницей. Как выстроить гармоничные отношения в семье?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 35 лет, замужем 7 лет. Дети: дочки 6 и 4, сын 1 год. На данный момент ситуация в семье такая что я в декрете уже 7 лет, занимаюсь домом и детьми, муж работает с 9-20.00, бывает что и выходных нет. Я одна с детьми дома весь день, школа, сад, уборка, готовка , стирка, походы в магазин все на мне. Муж приходит с работы поест, потом сидит в туалете от 30 мин до 1 часа, и идет ложится на диван, каждый день один маршрут. Все эти действия сопровождаются просмотром ютуба и видеороликов в смартфоне. Он даже не слышит иногда, что я ему говорю. На детей практически не обращает внимания. Все поверхностно, не вникает что происходит вокруг. Если дети шумят и бегают начинает орать, чтобы шли в свою комнату и не топали, не бегали. Может дочери сказать, что ты как обезьяна, или достала и тд. В воспитании детей практически не участвует, гуляет с ними на улице 2-3 раза в год и то со скандалом. Даже не разговаривает с дочерьми спокойно всегда раздражен, с критикой в их адрес и в мой тоже. Я устала от сложившейся ситуации, обижена на мужа за такое поведение, хочу изменить обстановку в семье. Пытаюсь с ним разговаривать, говорю прямо, что так жить невозможно, надо что-то менять, уделяй время детям, не сиди в телефоне. Он молчит как будто не слышит. Когда ругаемся не смотрит что рядом дети, орал так что напугал несколько раз сына. Хотя говорю давай потом чтоб они не слышали. Все эти 7 лет я сплю с детьми либо одна. Муж спит отдельно и против совместно спать, для меня сначала это было дико, а сейчас привыкла. В его семье родители спали раздельно. Когда хочу купить новую вещь говорит зачем тебе все равно дома сидишь. У нас ипотека, естественно зп мужа не хватает, только благодаря поддержке родителей есть финансовая стабильность. Я нервная и злая, раздраженная, частые перепады настроения, срываюсь на старших детях. Чувствую что теряю контроль, не слушаются совсем. В последнее время позволяю себе орать так что у самой начинает болеть голова. Часто клонит в сон, не хочется ничего делать, апатия. Еще после родов не могу сбросить лишние кг, смотрю на себя в зеркало и еще больше депрессую. Говорят что если хочешь чтобы окружение изменилось, нужно начинать с себя. Еще говорят что все зависит от женщины, когда я слышу эту фразу я чувствую себя какой то неудачницей, неполноценной, неспособной сделать себя, мужа и детей счастливыми.Как изменить ситуацию, какие действия конкретно предпринимать, я в тупике, не знаю с чего начать, как взять себя в руки. Просто плачу от бессилия.
Автор вопроса: Жанна Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Штокалова Елена Сергеевна.
Уважаемая Жанна, спасибо за вопрос.
В Вашей ситуации Вы очень сильно устали. Ваша проблема в том, что Вы пытаетесь все контролировать. Отпустите ситуацию. Вам надо больше уделять внимания себе. Своему телу и своим эмоциям. Займитесь собой.
Запишите 10 приятных вещей, которые Вы можете себе позволить в тех условиях, в которых находитесь. Вспомните, что раньше приносило Вам удовольствие. Это может быть любимый напиток, выпитый в спокойной обстановке, или печенье, которое вам особенно нравится. Также Вы можете сходить с детьми на открытое пространство посмотреть закат, послушайте любимую песню, чаще обнимайте и целуйте детей. Делайте все, что Вам приятно. Целую неделю посвятите только себе и детям. Представьте, что Вы заболели и должны лечиться, а все эти приятности – Ваше лекарство. Помните, что детям нужна спокойная мама. Для счастья детей и мужа, нужна счастливая мама и жена. Обязательно проконсультируйтесь с терапевтом, возможно, Вам необходимо медикаментозное лечение.
Следите за своими мыслями в конкретной ситуации. Помните, мы не можем изменить мир, но мы можем изменить свое отношение к нему. Вам поможет следующая техника. Возьмите последнюю ситуацию, когда Вы кричали на мужа или детей. Во-первых, опишите саму ситуацию. Например, муж с ютубом час в туалете. Во-вторых, опишите свои действия. Например, Вы стали с ним ругаться и обвинять его во всех несчастьях. А теперь, вспомните, о чем Вы подумали, когда начали на него кричать. Например, Вы подумали: « Я целый день с детьми, устала, а он мне даже не помогает» и т.д. Ваши мысли спровоцировали Ваши дальнейшие действия (Вы стали кричать на мужа). Теперь представьте, что Вы бы подумали : «Он столько работает, чтобы мы могли обеспечить детей, а я могла бы находиться дома с нашими детьми, он тоже устал не меньше, чем я». Что бы Вы тогда сделали?
Такая же техника с детьми. Помните, что дети копируют Вашу модель поведения с ними, и так же в будущем будут относиться к своим детям. Вы для них сейчас целый мир. Все страхи и плохое отношение они сохранят в своей памяти навсегда, так же как и Вашу любовь и ласку. Ваша любовь в будущем будет придавать им силу, Ваша агрессия сделает их слабее и беззащитнее. Запишите ситуацию с детьми. Например, они балуются и не могут остановиться. Вы начинаете на них кричать. О чем Вы подумали между ситуацией и реакцией на нее? Например: «Я так устала, а они бегают и кричат, неужели не понимают?» Замените Вашу негативную мысль на «Это дети. Это нормально, что они бегают, играют и шумят, вот если бы они этого не делали, тогда с ними что-то не так». Такие техники замены мыслей помогут Вам снизить Вашу тревожность и сохранить контроль над ситуацией.
Если Вы хотите о чем-то попросить мужа, не приказывайте ему. Начните издалека. Скажите ему, что понимаете, как он устает на работе, приготовьте ему его любимое блюдо и спросите, чего ему не хватает. Даже если Вам очень этого не хочется. Когда Ваш муж расслабится, тогда спокойным, уверенным тоном говорите Ваши конкретные требования. Говорите спокойно, но твердо. Когда Ваш муж будет спокоен и расслаблен, тогда он не сопротивляется Вашим словам и они им воспринимаются адекватно. Если же Вы кричите, включается механизм защиты и до человека доходят не конкретные слова, а негативные эмоции.
Постарайтесь бывать с мужем наедине какое-то время. Если даже бюджет не позволяет , просто побудьте вместе (попейте чай или выпейте шампанского) ,когда дети легли спать. Постарайтесь донести мужу, что Вам этого не хватает. Ниже приведен бланк для работы с мыслями и пример из практики (очень схожая ситуация с Вашей)
Событие Негативные мысли Эмоция Замена негативных мыслей на более адаптивные Эмоции
Муж не обращает внимание на детей и жену (событие) Они ему не нужны, мешают, вся ответственность на мне! (мысли) Злость, досада, отчаяние (негативные эмоции) Он устает, к тому же он не умеет с ними обращаться так хорошо, как Я(замена мыслей на более адаптивные) Надо ему помочь. На выходных все вместе сходим в кино. Легкая тревожность при подготовке, планирование бюджета (эмоциональный и еятельный результат более адаптивных мыслей).