Муж ревнует меня к моей дочке от первого брака.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у нас обоих второй брак, вместе 6 лет, у меня дочь от первого брака 14л, живёт с нами, у него взрослый сын живёт отдельно. Муж ревнует меня к дочке, часто высказывает, что я постоянно около дочки, а ему уделяю мало времени. Но я с этим категорически не согласна, он всегда как говорится ухожен и накормлен) я всегда его выслушаю. А в ответ обвинения. Я наоборот считаю, что больше внимания уделяю ему, мне порой перед дочкой даже чувствую себя виноватой, хочется больше с ней времени проводить. Она прям моя, домашняя, всегда около мамы. А его это раздражает, видно, он считает что она должна быть самостоятельной. Может это потому что сын его родной вырос бездельником, он взрослый, но не учится, не работает, для мужа это больная тема. Как мне себя вести? Дочка для меня самое главное, но и мужа я люблю и ценю. На работу и с работы мы с мужем всегда едем вместе, обсуждаем все подряд. Часто даже обедаем вместе. Вечером прибегаем домой, и мне хочется побыть с дочкой, это же нормально. А он потом высказывает, что я весь вечер просидела около неё в её комнате. В общем, я разрываюсь, и сама от этого страдаю. Вместе мы проводим выходные, гуляем, ходим в гости. И отношения нормальные у них между собой, муж и с уроками иногда помогает, поучает её периодически, подшучивает, и она его шутки понимает, принимает. Недавно моя знакомая вышла замуж и ушла жить к мужу, оставив дочку 15 лет жить самостоятельно, семья благополучная, но я все равно осудила ситуацию, а мой муж наоборот поддержал, мол молодцы обе, и мама свою жизнь устраивает и дочка самостоятельная вырастет.. .
Автор вопроса: Полина Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Соловьева Анна Романовна.
Здравствуйте, Полина.
Подростковый возраст – один из самых сложных кризисов развития. Его задача - сепарация от родителей, обретение ребенком большей автономности и самостоятельности. Часто ребенок провоцирует этот процесс через конфликты и агрессию, отрицание родительской позиции, противостояние. Бывает, что процесс затягивается, когда и ребенку комфортнее оставаться под родительской опекой и родитель заинтересован в сохранении контроля (слияние). Здесь важно помочь ребенку достигнуть возрастных задач и сохранить теплый и доверительный контакт с ним.
Таким образом, если родитель жестко противостоит и отвечает агрессией на агрессию в первом случае, он рискует потерять контакт с ребенком, если потворствует слиянию – тормозит развитие самостоятельной личности и сужает перспективы и возможности ребенка в будущем.
Но, что можно сказать однозначно – надежный взрослый рядом подростку необходим, как устойчивая опора в шторм. Самоудаление опасно (если только взрослый больше вредит, чем стабилизирует).
Если у вашей дочери все еще высокая потребность в контакте с мамой, ей с вами интересно и она ориентируется на ваше мнение и позицию – это говорит о хороших, теплых и надежных отношениях. Степень самостоятельности можно оценить по ее определенности или инициативе к собственному выбору пути, к самоопределению; по самообслуживанию в быту; по социальной грамотности и ориентированности в пространствах различных социальных ролей (ученик, друг, покупатель, гражданин, сосед, приятель и т.п.). Задайтесь вопросом: «могу ли я быть относительно спокойна за свою дочь (ее выборы, поступки, пропитание, выживание), если, вдруг, по каким-то причинам (госпитализация, поездка…) , вынужденно оставлю ее одну на значительный период времени. Если видите какие-то пробелы, то это зона ближайшего развития, которую вы можете помочь ей освоить, тем более при хорошем контакте.
А вот противопоставление партнером себя ребенку – это деструктивная позиция. Почему муж позволяет себе ставить вас перед таким выбором и чем вы это поощряете, позволяете? Вступая в отношения, он же знал о вашем материнстве и о вашем отношении к роли матери… Странно ждать от вас смены приоритетов. Ребенок точно нуждается в вас больше и вы, как родитель, должны эту его потребность удовлетворять, направляя процессы в сторону развития и укрепления самостоятельности. И даже взрослый, живущий самостоятельной жизнью ребенок, не исключается из жизни родителей. При хороших отношениях, общение и встречи продолжаются. Откуда такой сценарий у вашего мужа, то с чем можно поработать с психологом. Здесь может быть и личный опыт и какая-то семейная история. Почему он соревнуется за ваше внимание с ребенком? Ведь там вы мать, а с ним жена, женщина, любовница. Ревнуя к дочери, он претендует на вас в материнской роли? Прояснить эти моменты поможет специалист. Возможно, он просто хочет стать частью этого теплого семейного взаимодействия, выступая также из родительской роли, как ваш партнер. Тогда можно выделить и обозначить зоны, где вы все вместе, а где только вдвоем. И то и другое важно и вы не обязаны лишать себя и своего ребенка таких моментов. Баланс интересов и потребностей всех членов семьи – сложная наука, но достижимая, а также это величина не постоянная, а изменчивая.
Дайте понять мужу, что период такой близости между вами и дочерью, когда-то закончится и перейдет в более редкие формы. Что сейчас, в подростковый период, вам особенно важно быть рядом, чтобы не потерять контакт потом, быть надежной опорой дочери в трудностях. Что для вас это также значимые и желанные моменты. Ведь, если вы разрушите отношения с дочерью, будете чувствовать тревогу, перестанете реализовываться, как мать, то и он в конечном итоге потеряет ту благополучную, любящую женщину рядом, что не принесет никому счастья.
Удачи Вам, Полина.
С уважением, Анна Соловьева.