В отношениях с мужем и детьми я чувствую себя тираном.

Вопрос психологу:
Я чувствую себя тираном. Мне постоянно приходится указывать своему мужу и детям что надо сделать. Дети выполняют сразу а вот муж скажет хорошо но может не выполнить и сказать просто забыл. Если я занимаюсь хозяйством. То он будет сидеть и не попытается помочь. Все решения приходится принимать самой. Если спрошу какое у него мнение он отвечает только не знаю. Чтобы добиться от него действий приходится кричать и повышать голос. Я не использую мат но ему обязательно надо меня оскорбить и встать передо мной с кулаками (выше ростом и телосложением) Было такое пару раз : ударил и душил. Мне страшно, что я воспитываю детей неправильно. Потому что кричу на них и тоже могу ударить когда начинаю ссориться с мужем. Постоянно убираю за ним одежду, стаканы тарелки, крошки. Если сделаю замечание он не попытается исправиться. Сделает вид что не слышит. Будет молчать. А молчание я не люблю вообще. Когда начинаю общение с ним по проблеме то начинает дуться и просто уйдёт. Возвращается поздно или утром пьяный. А поссорились из-за меня. Значит я виновата. Слишком много требую. Я не получаю того что потребовала и просто отпускаю ситуацию. Перестаю биться за правду. Понимаю что это не даст результата. Как было все равно так и остаётся все равно. Для меня муж давно стал ребёнком. А когда объясняю почему он начинает снова материться и дуться. Даже Работу во дворе дома не начнёт по своей инициативе. Приходится напоминать и заставлять делать. А делать начинает только после скандала. Помогите мне стать нормальной.
Автор вопроса: Анна Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Анна, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение.
Вы пишите, что чувствуете себя тираном в отношениях с мужем и детьми: постоянно напоминаете, что нужно сделать, а если в ответ не видите немедленной реакции - это Вас раздражает и Вы можете сорваться на крик. С мужем это часто приводит к скандалам и даже к рукоприкладству. Уточните, пожалуйста, Вам и Вашим детям сейчас ничего не угрожает?
Вы также осознаете свою ответственность за собственные эмоции и действия и хотите научиться более адаптивным реакциям на происходящее. И это очень важный момент для дальнейших изменений.
В первую очередь важно принять как правило, что никакое насилие в семье не допустимо!
Никакое из нижеперечисленного:
- психологическое ( унижение, обесценивание, издевки, обзывание и пр),
- физическое (толкаться, бить, замахиваться, бросаться предметами, ограничивать передвижение, общение с другими людьми),
- финансовое (лишать денег, либо выдавать минимальные суммы, меньше необходимых),
- информационное (проверка переписки, ограничение использования средств информации, искажение информации и пр.).
Если чувствуете сильную эмоцию (чаще спрашивайте себя - что я чувствую? О чём думаю? - это повышает уровень осознанности и умение управлять своими эмоциями), которой необходимо дать выход - купите боксёрскую грушу и давайте выход энергии боксируя (как вариант). Также хорошо помогает справиться с такой агрессивной энергией спорт. Важно давать выход своим эмоциям, но в максимально комфортной для других манере, не разрушая себя и других.
Исходя из того, что Вы описываете, в Вашей семье, по сути, все задачи завязаны на Вас. Вы взяли на себя всю 100% ответственность за семью, мужа Вы воспринимаете как ребенка, которому нужно постоянно напоминать о задачах и контролировать. И муж ведёт себя соответственным образом. Он по сути "откликакется" на Ваше отношение к нему своим невовлеченным и "инфантильным" поведением.
Что в этой ситуации можно сделать?
Вам важно снять с себя "лишнюю" ответственность и наделить мужа полномочиями "взрослого" человека. Ирония состоит в том, что пока Вы не начнёте относится к мужу, как к равному партнеру - он вряд ли изменит свое поведение.
1. Попробуйте поговорить с мужем о том, что Вас тревожит текущая ситуация в семье, Вы переживаете за Ваши отношения. Очень важно, чтобы диалог проходил в максимально комфортной атмосфере, когда Вы и муж в хорошем настроении, в спокойной обстановке. Говорите о своих чувствах и действиях, например: " Я очень устаю, пытаясь все сделать по дому самостоятельно. Я понимаю, что беру на себя чрезмерную ответственность в нашей семье и мне с этим сложно, я не справляюсь. Я также признаю, что периодически веду себя слишком эмоционально и не всегда справляюсь со своими эмоциями, и мне очень важна твоя поддержка в этой ситуации. Думаю, нам надо прекратить любое насилие в семье. На мой взгляд, это недопустимо. Это разрушает нас, наших детей и наши отношения. Ты согласен со мной? Можно подумать о том, чтобы ввести в нашу жизнь больше спорта - делать зарядку по утрам либо купить боксёрскую грушу и колотить по ней если нужно выплеснуть энергию, что скажешь?
Для меня также важно, чтобы мы с тобой были равными партнёрами в отношениях. Что ты думаешь о сложившейся ситуации? Как думаешь, возможно, нам имеет смысл вместе подумать над распределением задач в нашей семье, что скажешь? Можно также подумать о правилах поведения: не применять насилие, говорить спокойно, обсуждать то, что не устраивает и пр. Что думаешь?".
1. Распишите все задачи, которые стоят перед Вашей семьёй совместно с мужем. И предложите мужу самостоятельно выбрать те из них, которые он сможет выполнять самостоятельно, за которые он сможет нести ответственность. Ведь он равноправный партнёр в отношениях. Можно сделать т.н. "чек-лист", куда будут внесены задачи, которые нужно выполнить и напротив каждой задачи проставлять "плюсы" в случае выполнения на регулярной основе (2-3 раза в неделю, к примеру).
Если муж какие-то задачи не может выполнить можно подумать о том, чтобы их делегировать наемным рабочим, как вариант. Важно понимать, что если какая-то задача не выполняется, то у этого есть последствия, а эти последствия в любом случае нужно устранять. Но не Вашими силами, а за счет сторонней помощи.
2. Конечно, перестройка Вашего отношения к мужу потребует времени и ответных шагов с его стороны. Сложно ожидать, что сразу после первого конструктивного диалога вы будете смотреть друг на друга другими глазами. Конечно, этого не случится. Главное- действовать планомерно, постепенно отпускать контроль, учиться доверять мужу в его самостоятельности, видеть в нем равноправного партнёра ( ведь в отношениях ответственность распределена 50/50 и любое отклонение приводит к дисбалансу).
3. По поводу отношения с детьми, попробуйте выявить Ваши мысли в момент раздражения на них. Например: "Я хочу, чтобы дети на мои слова реагировали моментально". И попробовать оценить эту мысль: достоверна ли эта мысль? Дело в том, что скорость переключения у детей между задачами не такая быстрая, как у взрослых, и они не могут в момент бросить все свои дела и выполнять "указания". Попробуйте дать им 10 минут на завершение своих дел, после чего они смогут помочь Вам. И очень важно начать относиться к детям как к полноценным личностям, со своими интересами, взглядами, эмоциями. Ведь для Вас, наверняка важно качество ваших отношений с детьми, а не то, как быстро они выполняют Ваши просьбы, верно?
Буду рада ответить на вопросы.
Берегите себя и свою семью.
С уважением,
Алёна