Муж изменял и ушел, собрав вещи. Можно ли сохранить семью?

Вопрос психологу:
Муж изменял мне несколько раз, но возвращался в семью. Я его постоянно прощала. В очередной раз у него появились отношения на стороне. Он ждал от этих отношений чего то большего, чем ему обещали. Под новый год муж ушел из семьи, собрав все вещи. До своего ухода по осени он ездил с любовницей на отдых. Под новый год любовница мужа вышла замуж за другого, но сказала, что брак " По расчету". И что так надо было сделать. Мой муж поверил ей и начал ждать. Родственники мужа хотели нас помирить и заставили его вернуться в семью. Но вернувшись муж не принес вещи домой, хотя сам стал ночевать дома. Я видела, что ему тяжело. Я его простила, потому что люблю. Но прошло время и в марте он опять сказал, что уходит и что любит другую, а ко мне он не знает, что чувствует. Я его отпустила. Он иногда приходит к нам с ребенком. Сейчас живет у своей сестры. Ко мне по прежнему говорит, что не знает, что чувствует и хочет разобраться в себе. Я очень устала от такого отношения ко мне. Я его готова простить , но у него нет пока желания со мной быть. Помогите пожалуйста разобраться мне в том, как правильно себя вести: окончательно разорвать отношения и сказать ему, чтобы больше не приходил к нам или можно попробовать всё наладить, когда у него нет чёткого понимания, что он ко мне чувствует? Я живу в своей квартире, материально от мужа не завишу. Он никогда не дарил мне подарков просто так. Хотя иногда говорил, что любит. Сейчас я понимаю, что меня он возможно и никогда не любил. Все 20 лет совместной жизни я пыталась сохранить семью которой, наверное по сути не было.
Автор вопроса: Лора Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Захарова Анна Сергеевна.
Лора, спасибо за вопрос. Сочувствую Вашей ситуации. Заметьте, что весь текст вопроса состоит из желаний и чувств мужа. «Когда у него нет чёткого понимания, что он ко мне чувствует?» - обратите внимание на СВОИ чувства. Что Вы чувствуете, когда муж уходит? « До своего ухода по осени он ездил с любовницей на отдых» - какие чувства вызвал у ВАС его поступок. Со временем вы стали очень удобной для своего мужа. Вы даже в своем вопросе делаете акцент на его чувства и желания, как бы забывая о себе. Осознаете ли Вы свою ценность как супруги, как женщины? Ваши слова больше напоминают материнскую позицию, а мужа вы описываете как «глупого ребенка, который не может принять решение и определиться». И смотря на своего мужа с позиции матери, вы конечно не можете «разобраться в том, как правильно себя вести», мама всегда прощает и принимает своего ребенка, что бы тот не сделал. Ответить на свой вопрос можно только с позиции жены. Начните с малого: прислушайтесь к себе. Ответьте на вопрос: чувствую ли я свои границы, могу ли я их отстаивать? Когда я читала ваш вопрос первое мое впечатление было: какая ресурсная женщина, ценный и очень надежный партнер. Осознаете ли Вы свою ценность? Если есть возможность, поработайте со специалистом и верните себе свои чувства и свои границы.
Пока сценарий не будет Вами осознан, он повторится вновь и вновь.