Муж подал на развод. Есть ли смысл ждать, что он вернется в семью или мне нужно начинать все заново?

Вопрос психологу:
Добрый день!
2 месяца назад муж подал на развод после 13 лет совместной жизни. У нас 2-e детей. У меня есть еще ребенок от первого брака. Наша семейная жизнь складывалась более менее хорошо. Муж очень любил меня, дарил подарки. Но отношение с первым ребенком у него не сложились , так же не сложились отношения с моей мамой. Я всегда слышала упреки в ее сторону. Муж сильно ревновал к первому мужу и очень переживал по этому поводу. Ему казалось, что я люблю первого мужа а с ним просто живу и не люблю. У меня было много обид на 2 мужа из за моих родных, но я его любила. Отношения с каждым годом становились хуже. Ревность мужа переходила все границы. Он постоянно мне предъявлял претензии и винил в том, что я испортила его душу. Я чувствовала себя постоянно виноватой и просила прощение. Он раньше хорошо зарабатывал и обеспечивал меня. Сейчас он зарабатывает мало и нам помогают его родственники. Я тоже без работы. Даже после развода он не хочет что бы я не работала, а сидела дома и занималась детьми. Отношения с его родителями и у меня и у него хорошие. У меня не осталось подруг, потому что все они плохие по его мнению, так же как и мои родственники. Я его стала боятся, у нас были скандалы и он всегда хотел меня подчинить себе. Он хотел что бы всегда было только так, как хочет он. Недавно, после развода, увидела его переписку с женщиной, с которой он давно знаком и признавался в любви в этой переписке. Стал ставить лайки молодым девочкам в соц.сетях. Сейчас у меня подавленное состояние. Я не могу придти в себя, ведь у меня вся жизнь была только около него. Я много работала над собой, много прощала и забывала. От меня он требовал постоянного порядка в доме и все свое свободное время уделять детям. Сейчас он приходит раз в неделю и остается ночевать. В это время мы ведем себя как муж и жена. На мои попытки с ним поговорить, он реагирует агрессивно и уходит от ответа. По его словам развод ничего не значит . Он по прежнему любит меня и говорит что бы я менялась, у меня проблемы в душе, сиди дома и работай над собой. После развода у меня нет никакого имущества. Все оформлено на его родственников. Мой вопрос: есть ли смысл ждать, что он вернется в семью и стараться для этого, или мне нужно начинать все заново? Дети его любят. Я по нему скучаю.
Автор вопроса: Наташа Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Герасименко Зоя Юрьевна.
Здравствуйте Наташа.
Спасибо за ваш вопрос и вы молодец, что пытаетесь с этим разобраться.
Сломать всегда проще, чем укрепить. Но вот вопрос, что укреплять? Семейную жизнь которая, как вы пишите "складывалась более менее хорошо"? Ревность - которая переходила границы или постоянные претензии, может накопившиеся обиды?
Ваше письмо не содержит ничего хорошего или хотя бы немного положительного, ради чего стоит терпеть и укреплять.
Или все же что то было, помимо подарков на начальной стадии. Вспомните, что было светлого и хорошего в вашей совместной жизни.
Вы пишете, что многое прощали, забывали, работали над собой. И к чему все это привело, к лайкам на фото молодых девушек в соц. сетях?
Вы во всей этой возне совсем потеряли себя. У вас не осталось подруг, интересов, вся ваша жизнь крутилась вокруг него - уборка, готовка, дети, комфорт.
Во что вы себя превратили?
Вспомните какая вы были, когда вы познакомились, а сейчас?
Вот вам и объяснение, что произошло с вашей жизнью.
Очень часто находясь в отношениях люди, из самых лучших побуждений, теряют себя. Теряют свою жизнь растворяясь в партнере или детях. Но это часто приводит к разрыву.
Отношения строят 2 равных человека у которых есть как свои так и общие интересы. Они дополняю друг друга, тогда есть интерес и желание. И как только это теряется, появляется перекос и пропадает интерес. Здесь и начинаются поиски на стороне.
Отвлекитесь, займитесь собой, верните или найдите подруг, станьте интересной себе и мир вокруг начнет меняться.
Это сложный, но возможный процесс. И в результате вы поймете есть вам что сохранять или......