Постоянные обвинения супруга. Сохранение семьи, или развод???

Вопрос психологу:
Добрый день.!!!! Мне 40 лет. 20 лет в браке. Казалось бы все хорошо!!! Воспитываем сына, которому вот уже исполнится 18 лет. Последние года три нашего брака, превратились в постоянные ссоры с супругом. С его стороны в мой адрес идут постоянные обвинения, то я плохая мать, то я не думаю о семье и о том чтобы сохранить отношения, не забочусь о супруге, о сыне, как он говорит думаю только о себе. В доме бардак, при том что мы живем не одни в квартире, а с моей родней( брат с семьей- с которой у нас натянутые отношения). Когда я пошла получать образование на контракт, были трудные времена и он оплачивал мою учебу, так как я на тот момент нигде не работала. после того как я получила образование, наверное где-то года через 2 нашла себе роботу( да он тоже работал, но в другом городе и приезжал к нам раза 2 в месяц), идя устраиваться на работу я ему ничего не говорила(думала устроюсь и потом скажу, но как раз в момент приема он позвонил, а так как я не хотела врать любимому человеку, то рассказала что и как). И, что теперь??? Теперь он говорит, что это он меня устроил на работу, он дал мне второе образование(да за него он тоже платил),он мне рассказывает куда надо пойти, что нужно сказать и как надо сделать.И при этом если я не скажу так как он говорит,- все, я его не слушаю, к его мнению не прислушиваюсь.Никогда не слышу, и вообще не ценю его и то, что он для меня сделал??Надо сказать, что первое образование, что у него, что у меня -юридическое. Но с его слов, я как юрист-никакой. Но при этом, за эти 20 лет отношений, периодически он вспоминает свою бывшую девушку с которой он встречался до того как создать семью. Мне рассказывает, что в сексуальном плане, ему с ней было очень хорошо(да со мной тоже хорошо, но не так).И говорит, ты не обижайся, но я люблю правду, и никогда тебя не обманываю. Он любит постоянно и во всем контролировать, и это не только меня, но и нашего сына тоже. Его позиция-Не проконтролируешь-оно не сделается. В отношении того, что я плохая мать- я не думаю, куда ребенку( а он окончил школу) поступить, заниматься ему спортом или нет. Постоянно при ссорах слышно-я,я,я. Я должен думать о семье, я должен думать о том куда ребенку поступать, я должен думать, что тебе сказать, и как нужно сделать. Вот недавно опять поругались, и что же он заявил-я устал от тебя, и от того что, за тебя постоянно надо думать. Но при этом своим родным ( сестра, племянница, брат), он помогает и не устает о них думать. Иногда приходя с работы, я смотрю в холодильник и беру какую то вкусняшку оттуда. Он-я ем все втихаря,ему не говорю, не предлагаю!!!!. Сели ужинать, он достал вкусняшку и говорит- ешь, ты же любишь втихаря все кушать( я ему сказала, что считаю, что он меня попрекает едой, чего нельзя делать с моей точки зрения). Недавно у меня был праздник (ДР), мы при этом были уже в ссоре, его вопрос, что ты думаешь на ДР дома сделать(посидеть там, что купить, то что предложил он я не захотела).Что предложила, я - думай, что хочешь, я с тобой сидеть не буду, на что я сказала- посидим, так как ты глава нашей семьи, а дальше тебе решать, будет семья существовать дальше либо же мы расходимся. Да, в ДР, он купил цветы, но при этом просто принес и поставил их в вазу, ни тебе с ДР дорогая супруга, ни чего? Стой мой посуду в свой ДР)). Вот такой подарок. А его тост меня просто убил. За то, что у тебя было, но ты это потеряла. Из-за этого я на него очень сердита. Потому что когда у него был ДР и мы были в ссоре, я его нормально поздравила, поцеловала, подарила подарок.Когда, я ему начинаю рассказывать, что так нельзя,( я оказываюсь плохим психологом, я в психологии ничего не соображаю, это у него хобби психология и он знает как надавить и что сказать, а я так, где то рядышком была). При моих высказываниях, что в ссоре виноваты оба партнера, идет сопротивление, что как это так оба!!!. Нет ты виновата, и при том при каждой нашей ссоре, я остаюсь виноватой. На данный момент мы с ним не общаемся. Вот так, приходим домой с работы, молча сели поужинали, молча легли в одну постель.Я от этого уже устала. Устала быть всегда виноватой. Да, я не ангел, да и я могу вспылить но в его адрес не было упреков (единственный раз, я сказала, что с учебой и работой я сама справилась без его помощи), а еще я ему говорила за то, что хочу отдельную квартиру,- его отговорки-нет, денег, ребенок поступает) ой, что было. При каждой нашей ссоре это вспоминается- и он заявил- я тебе до конца жизни это буду вспоминать.Что со мной не так??? Что я делаю не так??? Я бы очень хотела сохранить семью, но уже не знаю как. И стоит ли????
Автор вопроса: Виктория Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Мостицкая Татьяна Игоревна.
Добрый день, Виктория.
Из описанного Вами следует несколько вещей. Прежде всего, у вас обоих, и у мужа, и у Вас накопилось много подавленной агрессии по отношению к друг другу, а возможно и по отношению к себе самим. В ваших отношениях четко прослеживается линия жертва – преследователь, где Вы постоянно отыгрываете роль жертвы, а Ваш муж преследует Вас своей критикой, морально подавляя Вас и принижая. Но самое главное, что должна понимать жертва – это то, что она выбирает оставаться в такой позиции. Это очень удобная роль в которой можно не нести ответственности за происходящее, перекладывать ее на других, при этом позволяя вымещать на себе злость и агрессию. Что Вы и делаете, ведь судя по Вашим словам, Вы перекладываете на своего мужа решение о том, нужно сохранять семью или нет, хотя отношения всегда строятся между двумя людьми, в которых оба партнера чувствуют себя комфортно, уважают друг друга и себя. Вы как будто готовы и дальше терпеть поведение мужа, которое наносит Вам много неприятных эмоций, если при этом он будет оставаться рядом. Это типичная позиция жертвы. С тем, чтобы избавиться от позиции жертвы в жизни можно работать и психолог сможет помочь проработать Вам этот момент, а так же то, что не нужно оставаться в позиции созависимости, когда мы хотим любой ценой оставаться рядом с мужем/любимым, только чтобы он был рядом. Я рекомендую Вам обратиться за очной квалифицированной помощью, а так же почитать литературу на эту тему, а самое главное задаться вопросом не как сделать так, чтобы муж оставался рядом и что мне для этого сделать, а решить каких бы Вам хотелось отношений в браке, понять свои границы, начать уважать себя и оценить как другие рядом с Вами ведут себя по отношению к Вам, развить в себе чувство самоценности и после этого честно ответить на вопрос: может ли Ваш муж дать Вам то отношение к себе, на которое Вы заслуживаете. Первый пункт по выходу из позиции жертвы – это всегда осознавать, что Вы и только Вы выбираете оставаться в этой позиции и продолжаете вести себя подобным образом, тем самым провоцируя Вашего мужа отыгрывать роль преследователя. Такая садо-мазохистическая схема отношений встречается часто, и с ней можно работать, основными направлениями будет проработка внутренней потребности всегда чувствовать себя виноватой. Литературу по этому вопросу Вы так же сможете найти в свободном доступе, но я бы рекомендовала обращение к очному специалисту, в удобном для Вас виде и формате.
С уважением,
Татьяна.