Муж постоянно меня упрекает, когда я трачу деньги для дома и детей.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, пишу вам потому как больше нет сил, я замужем уже 9 лет, есть дети 8 лет, 6 лет, 9 мес. Работать не могу некому сидеть с детьми, так и такового дохода нет, а муж всё время меня упрекает вот ты мол много тратишь не трогай мои деньги, так я только всё для дома беру, моя Мама меня одевает и детям моим всё покупает, я даже не могу себе элементарно крем взять он сразу начинает меня упрекать, уже нет сил этого терпеть у меня или нервный срыв будет или уже просто наложу на себя руки аж ком в горле постоянно. Уехать мне некуда, мама живёт на квартире съемной к ней стыдно будет что мне делать как дальше жить. Посоветуйте пожалуйста, уже просто нет сил терпеть постоянные упрёки от супруга и жить с ним уже не хочу, у меня какая-то ненависть к нему появилась аж не могу смотреть на него, уже всем сердцем ненавижу его. Дети старшие ходят в школу младшая дома, понедельник среда пятницу я вожу старших на занятия ( и то бесплатные) дома убрано всегда не знаю что ему не хватает, еда есть. Спасибо.
Автор вопроса: Мира Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Мира.
Думаю, что финансы – это не единственная тема, которая очень волнует Вас на сегодняшний день в Вашей семье.
По тому, что я читаю в письме, могу предположить так же, что есть большие вопросы во взаимопонимании с мужем, поддержке, в нахождении общего языка.
Но Вы спрашиваете именно о деньгах, поэтому буду отвечать касательно именного этого направления. Конечно же оно является значимым и Ваше возмущение абсолютно понятно, поскольку деньги можно сравнить с кровью, которая движется и снабжает всё тело кислородом и другими питательными веществами. Так же и деньги снабжают всем необходимым как в первоочередном плане, так и в плане таких потребностей, как красота, уют, комфорт, удовольствия (небольшие ежедневные и так же крупные).
Вы не написали о причинах, когда и с чего это началось. В связи с чем муж так сдерживает деньги. Но я бы хотела обратить Ваше внимание на то, что в Вашей семье есть достаточно четкие разграничения со стороны каждого из Вас: муж говорит: «Мои деньги». Вы говорите: «Мои дети». Тут даже не вопрос, кто первый начал. Но это разграничение у Вас есть и каждый из Вас зачем-то охраняет «свою» территорию. Если откликнется, поразмышляйте, зачем эта борьба эго? Зачем это «мои» относительно чего-либо или кого-либо в Вашей семье. Независимо от того, останетесь ли Вы с мужем, предлагаю начать первой и чаще говорить о чём-либо общем: «наше, наши». Потому что в любом случае дети никогда не будут только Вашими.
Второе, о чем предлагаю Вам поразмышлять и даже составить список – это Ценность. В чём именно Ваша ценность. Поскольку человек отдаёт деньги за то, что ценно. И то, что особенно ценно: золото, хороший автомобиль, жильё, - он готов отдать большие деньги. Понятно, что я не предлагаю Вам продавать себя. Тут совсем о другом идёт речь. Но, поскольку Вы хотите, чтобы муж посвящал Вам деньги, в чём именно Ваша ценность? Помимо чистоты в доме. Помимо «работы» мамой, что безусловно фантастически драгоценно. Уже одно только это достойно внимания и всех денег мира. Но в чём-то важном в Вас самой муж не замечает ценности. В чём именно? Возможно Вашей красоты (поскольку упомянули про крем), возможно, собственной уникальности, возможно ещё в каких-то моментах, о которых знаете только Вы, но скорее всего сами же отказались когда-то. Так часто происходит с женщинами. Получается как-то незаметно и быстро отказываться от своих любимых занятий, от своих потребностей в пользу мужа, детей, семьи.
Попробуйте честно сами в себе поискать свою уникальную ценность. Свою непохожесть на других. Свои способности и возможности. Начав видеть их в себе, Вы начнёте так же и вибрировать этим состоянием ценности и муж начнёт считывать Вашу ценность. Начнёт не платить за это, как бы покупая, а именно ценить, уважать, бояться потерять и захочет одаривать Вас и деньгами и не только ими.
Кстати, о возможностях. Несомненно, трое детей – это большое вложение моральных сил, времени и внимания. Тут непросто выкроить время на что-то или кого-то ещё. Но обратите внимание на Ваши возможности. У каждого человека есть возможность делать что-то в обмен с другими людьми. И так же есть любимые занятия: возможно, Вы великолепно печёте или вяжете. Чем Вы могли бы начать обмениваться с миром, независимо от вложений мужа? Ведь возможно таким отношением он подталкивает Вас расширяться и раскрывать собственные возможности!? Смотрели фильм «Муза» с Шерон Стоун? Шикарная комедия, помогающая о многом задуматься женщинам в отношении к самой себе. В умении называть свои потребности. А так же о собственной уникальности. Часто (даже скорее всего всегда) в любой проблеме кроется потенциал и возможности. Но увидеть и воспользоваться ими нужно не только много внутреннего ресурса, но и способность сделать первый шаг. Поскольку быть в состоянии жертвы можно очень долгое время. Как бы это ни было некомфортно, это понятное человеку состояние. И гораздо легче обвинить окружающих, чем начать задавать себе вопросы. Чем начать делать что-то совершенно по-новому. Потому что это о совсем другом состоянии. Это о силе. Находясь в состоянии жертвы невозможно воспользоваться своей силой. Невозможно быть творцом своей реальности. В состоянии силы же наоборот – неинтересно страдать, не интересно отчаиваться. Но смотреть, где новый путь, что подсказывает и предлагает мир.
В моей жизни несколько раз были такие моменты, когда было невероятно трудно оплачивать аренду. И да, отчаяние накатывало. Это нормально, когда поджимает платёж, когда есть обязательства, но нет возможности оплатить. Естественно, внутреннее моральное давление было не менее сильным, чем давление от арендодателя. Но чему научило меня тогда время: я предлагала клиентам, которые не могут оплатить консультации, но могут предложить в обмен свои услуги, начать взаимодействовать таким образом. И это не только помогло мне сохранить достаточные суммы денег, но и дало шанс проводить консультации тем, кому они были необходимы. Я же в это время не меняла свой привычный уровень жизни, позволяя себе таким образом и косметологов и массажиста и услуги менеджера по рекламы и ещё другие возможности. Посмотрите, в чём именно Вы можете начать открываться миру и взаимодействовать с ним. Возможно, таким образом Вы сможете увидеть, что закрылись только в своей семье.
Возможно, нет. Возможно, действительно пришло время разговаривать с мужем напрямую. И у меня есть вопрос к Вам, откуда у Вас страх остаться без финансов, ведь в любом случае муж может платить алименты. И так же если встанет вопрос о расставании, почему уходить нужно именно Вам с детьми? Почему Вы сами не встаёте в сильную позицию и не думаете о том, чтобы предложить мужу найти себе другое жильё? Ведь женщина с тремя детьми – это весомый аргумент остаться жить там, где Вы живёте сейчас. Но на такой разговор действительно нужно созреть. Нужно быть уверенно в себе. Тут либо нужно дождаться такого состояния, когда уже совсем край, либо обратиться за личной консультацией к психологу, чтобы он помог начать больше опираться на себя, быть более стабильной в своём внутреннем состоянии.
Про ненависть ещё напишу. Если честно - отлично. Удивлю Вас, наверно этим. Но спросите сами себя: эта ненависть только к мужу? Она появилась только сейчас? Или это что-то сильное эмоциональное, что уже давно замечалось Вами, но не имело шанса быть выраженным и таким образом получило выход только сейчас? Если это так, то пора работать с эмоциями. Встречаться с ними. Принимать их. И отпускать.
Если нет опыта, это может быть непросто. Даже может сносить эмоционально. Но на самом деле это доступно абсолютно каждому человеку – работать со своими эмоциями. Точно так же как ежедневно принимать душ. Но этому не учат в школе. И дома редко учат. Кстати, это была работа Вашей мамы в Вашем детстве – научить Вас замечать свои эмоции и справляться с ними. Не подавлять, а именно справляться. Но кто учил этому мам? Поэтому жизненная школа ставит в такие ситуации, что либо через болезни, либо через сильные переживания, человек сам учится выпускать то, что было долго подавлено внутри. Либо решается пойти к психологу и начать распутывать свой клубок эмоций, обид, сомнений в себе, в собственной достойности. На это порой уходит не одна консультация. На самом деле это доступно каждому при умении замечать свою боль. При умении продышивать её. Знакома ли Вам медитация? Выполняли ли Вы когда-то дыхательные практики? Это самый доступный, не требующий денег способ держать себя в балансе. Такой простой, что многие не верят и продолжают усложнять свою жизнь обдумыванием своих мыслей, переживаний по поводу ситуации. Но если включить свою жизнь от 15 до 40 минут медитации, работы с дыханием утром после пробуждения и вечером перед сном, всё начнет становиться намного понятнее, яснее и проще. Сегодня множество практик можно найти в интернете. Огромное количество достойных учителей. Попробуйте начать делать хоть что-то, прежде чем совершить резкие шаги и повороты в своей жизни. Одна из самых красивых медитаций – это медленный вдох через нос, комфортная пауза нескольку секунд и медленный выдох ртом снова с комфортной паузой нескольку секунд. Попробуйте эту медитацию или любую другую, откликающуюся Вам в течении долгого времени ежедневно, например 21 день. Такой марафон дыхательного душа, смывающий всё напряжение дня (и/или ночи). Посмотрите, что начнёт меняться. Может быть сначала будет незаметно, что происходит. А может, наоборот эмоции приобретут ещё больший размах. Напишите мне, что будет происходить. Я подскажу, как двигаться дальше, чем помочь себе, на что обратить внимание.
Самое главное – снимите акцент с мужа. Даже если совсем вся причина в нём. Снимите важность. Развернитесь внимание к себе. Вы может полностью сами поменять всё происходящее. Даже не выводя его на разговор. Главное выходите из состояния жертвы и начинайте делать хоть что-то. Хотя бы дышать. Хотите, обращайтесь, проведём консультацию он-лайн.
Самый тёмный час всегда перед рассветом. И каждая непростая ситуация – это всегда шанс. Правда, сначала незаметный.
Я надеюсь, у Вас получится поверить в изобильность и щедрость жизни. Начните, кстати, направлять своё внимание не на недостаток и состояние потребности, а на изобилие: когда смотрите на дождь, увидьте изобилие жизни в каплях дождя. На листочки деревьев, на снег, на что угодно. Начните удивляться фантастической щедрости жизни в самых привычных её проявлениях. Переставайте сами вибрировать нуждой. Замечайте изобильность. Это так же может стать большим шагом в изменении мышления.
И ещё один момент подскажу. Его подарил мне один хороший друг. Вернее, он говорил это своей девушке, когда мы компанией ехали в одной машине. Но она не поняла, что он имеет ввиду и даже спросила, что за ерунду он сейчас сказал. На что я ответила, что просто он мне эту фразу сказал на самом деле, а ей можно не вникать, если не откликается. Так вот его фраза была такой: "Никогда ничего не проси у мужчины. Даже у мужа. Проси у Бога. Он найдёт, через кого дать тебе это самым наилучшим образом. Потому что если случайно ты попросишь "не того" мужчину, ты его напряжёшь своей просьбой и наоборот, лишишь шанса позаботиться о тебе тому, кто мечтает это сделать для тебя всем сердцем."
Я всем сердцем прониклась тогда этой фразой. Скажу честно, иногда сама забываю о ней. Но когда успеваю вспомнить её, все получается самым красивым и удивительным образом.
Просто снимите мужа с места Бога (или Вселенной/Мира/Пространства) Во что верите. Поставьте Бога на первое место. Доверяйте именно ему свои желания. Тогда всё остальное встанет на свои места.
Конечно, звучит забавно - попросить Бога купить Вам расчёску. Но попробуйте побыть с этой фразой. Поощущать её, понять. Могут прийти очень интересные осознания.
Всё намного проще, чем нам иногда кажется. Главное перестать жалеть себя. В состоянии жертвы невозможно абсолютно ничего изменить.