Я хочу, чтобы он меня ценил и прислушивался, но по факту отдача есть только если всё хорошо и идеально.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я нахожусь в сложных длительных отношениях почти 8 лет. Встретились мы, когда нам было по 16 лет. С самого начала наши отношения были противоречивые, нам было интересно и хорошо вместе, в то же время мы сильно ссорились, насколько я помню с его подачи мы уже тогда начали друг друга посылать и оскорблять (в скандалах и психах). Я, будучи несформировавшимся человеком, с детскими травмами (насколько я это понимаю), не могла уйти из этих отношений. Хотя и пыталась, найти другое увлечение и расстаться окончательно, но он всегда меня возвращал или я сама возвращалась. Я мало общалась с парнями конечно, но всё-таки для меня он всегда был и есть исключительным, родным, незаменимым и тд. Шли годы, мы то расставались на пару дней, то сходились, потом он ушел в армию, вернулся , мы съехались, и так по кругу, только уже в совместном быту. То громкие скандалы, перерывы, то мир, спокойствие, любовь. И всё равно всегда было что-то не так, всегда находили причины ссориться.
Потом он уехал на работу другую страну, тоже почти на год, но иногда приезжал. Потом он вернулся домой и встал вопрос о замужестве, он тоже долго решался, были споры, непонимания, скандалы и тд, но в итоге сделал предложение на 7-м году отношений. Мы сыграли свадьбу, сейчас живем вместе.
Он вспыльчивый человек и был им всегда, я тоже вспыльчивая, очень ранимая и восприимчивая. В детстве я не получила много внимания от родителей, было рукоприкладство с их стороны, отец совсем со мной не умеет общаться, только орет иногда на какие-либо мелочи. Мама властная и грубоватая, могла оскорбить, и с ней сложно общаться было, могла дать непредсказуемую реакцию. Сейчас у нас отличные отношения, мы с родителями живем в согласии и дружбе,в том числе потому что они одобряют моего (теперь уже) мужа, он им очень нравится и мы на это почве все сблизились. Я думаю, что дальнейшее наше общение будет таким же , вне зависимости от того как сложатся мои отношения.
Проблема с мужем в том, что мы систематически раз в один-два месяца "расстаемся" с криками. За некоторое время до этого начинаются частые ссоры и непонимания. Чаще всего с моей стороны претензии, обидчивость. То не хватает внимания, то из-за его вспыльчивости. Когда я пытаюсь донести свою претензию или обиду, или плачу, когда не понимаю как себя вести, получается так, что мы переходим на крик. Он считает,что со мной невозможно поговорить, что я истеричка. Также в обычный день он может накричать из-за мелочи, к примеру, что я часто говорю одно и то же слово. Он всегда такой был. Обычно он внимательный и сдержанный(наверное как и я), когда мы сходимся после "расставаний", после такого небольшого "перерыва" у нас наступает идиллия, которая длится месяц или чуть меньше.
Потом, как я понимаю, начинают вылезать проблемы наружу, которые мы никогда не решаем и все идет по кругу. Я это поняла, и не хочу, чтобы так продолжалось, я хочу решить проблемы, научиться общаться, терпению и тд, перебороть этот момент и научится проговаривать все проблемы. Но в последнее время он напрочь отказывается что-либо обсуждать, сразу начинает психовать и переходить на крик, напоминает что со мной невозможно говорить, т.к истеричка. Чаще всего что-то не устраивает меня. Если я буду молчать, то, мне кажется, мы будем очень мало ссориться.
Ещё он тяжелый человек в принципе, т.к может придираться к мелочам, нервничать из-за ерунды и т.п. Я очень часто живу на стрессе из-за страха его потерять, когда мы расстаемся я искренне в это верю и чувствую такую боль, что не описать. Также я в эти периоды чувствую себя виноватой, ругаю себя за то, что устраивала сцены или "делала ему мозг".
Иногда он стал вести себя странно, отстранённо, а когда я допытывала что случилось, он сказал что не знает в чем дело, но что-то не так, говорить ни о чем категорически не хотел. Даже делали из-за этого перерыв. Потом всё прошло, плюс-минус через неделю. И так было три раза за последние пол года.
Самое обидное сейчас, что он не хочет ни о чем говорить и слушать, что-то решать. Он хочет просто спокойно жить, без всяких глупых обсуждений. Меня правда что-то тревожит в этих отношениях, не понимаю что именно. Есть некоторые проблемы, которые я понимаю и пыталась обсуждать, но он воспринимает в штыки. С виду он меня любит, строим планы, бюджет совместный, проявляет нежность, объятия, поцелуи, шутки, поддержка тд. Я тоже его люблю, и мечтаю о будущем с ним. Он уже хочет детей, а я их боюсь заводить и ,скорее, не хочу. Я не понимаю какое нас ждёт будущее с таким напряжением, неумением общаться и решать проблемы. Ещё мне он нравится как человек, в быту тоже неплохо, хоть и не хватает романтики с его стороны, он стремится зарабатывать, он мужчина, такой каким должен быть по моему мнению, он добрый, веселый и адекватный. Рукоприкладства никогда не было.
Я стала часто думать о расставании, о том, как буду жить без него, в глубине души я думаю, что , наверное, он не боится меня потерять, не ценит. Мне кажется мои эмоции обесценивают, не стараются исправить то, что мне не нравится. Я очень переживаю если ему что-либо не понравится, стараюсь делать так, чтобы ему было комфортно.
Но я также переживаю о том, что проблема может быть во мне? Может я слишком много от него жду или утрирую ситуации. У меня есть неуверенность в себе, я сравниваю себя с другими, мне кажется что он уйдет от меня к более красивой, спокойной, адекватной и т.д. При этом, когда у нас всё ок в отношениях, я не зависима от него, я спокойно занимаюсь своими делами, работаю, вижусь с подругами, гуляю. Но проблемы и непонимания выводят меня из строя. Я хочу чтобы он меня ценил и прислушивался, но по факту отдача есть только если всё хорошо и идеально.
Скажите, возможно ли научится жить вместе и решать проблемы? Есть ли способ донести до него что нужно учиться всё проговаривать? Или же вы посоветуете мне заняться собой и решить психологические проблемы?
Автор вопроса: Александра Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Синицына Елена Игоревна.
Здравствуйте, Александра!
Я вижу,что ваше письмо наполнено сомнениями, переживаниями,страхом потерять близкого человека. Испытывая такие эмоции сложно взглянуть на ситуацию "трезвым взглядом", со стороны. Но давайте сейчас попробуем вместе это сделать. Вы с вашим партнёром вместе уже 8 лет. Постарайтесь ответить себе на вопрос- как развивались ваши отношения,как изменились ваши отношения за эти 8 лет? Насколько вам бы хотелось сохранить эти отношения? Насколько для вас они ценны? Что больше в ваших отношениях: скандалов,разборок или положительных моментов? Судя из вашего письма,я понимаю,что вы не готовы расстаться с вашим партнёром,это вас пугает, а мысли о расставании вызывают страдания и боль...Если я правильно поняла,то тогда нужно попытаться выстраивать грамотно отношения. Конечно,не все зависит от вас,многое зависит и от партнёра...но,все-таки, вы также можете многое привнести в ваши отношения. Конечно, самый хороший вариант для вас с вашим мужем посетить семейного психотерапевта. Но если пока такой возможности нет, то самостоятельно можно сделать следующее.
Для начала разобраться в себе, ответить себе честно на вопросы,что именно вы испытываете к этому человеку, что вас напрягает в ваших отношениях,что пугает? Какими для вас являются идеальные отношения? Каким для вас является ваш идеальный партнёр? Всё это можно написать на листе бумаги. Так же можно написать письмо для вашего мужа ( но не отдавать ему). В письме можно написать все то,что вас действительно волнует, чем вы действительно недовольны,какие претензии у вас есть к мужу. Пишите максимально честно, как говорится " о наболевшем", это письмо он не увидит, так что можно описать все максимально откровенно. После написания внимательно прочитайте письмо,поразмышляйте над ним....Действительно ли в нем есть конкретные претензии к вашему партнёру,или тут больше ваших сомнений и страхов. Если много сомнений и страхов - то как бы ваш мужчина, по вашему мнению, помог бы их вам разрешить. Далее,когда " градус эмоционального накала" будет немного снижен, можно уже приступить к разговору с мужем. Постарайтесь поговорить о том,что вам действительно важно и что вас действительно волнует, но не в обвинительной манере, а в рамках Я- высказываний....ну,например "Ты никогда не даришь мне цветов "- это обвинение, а вот например " Мне хотелось бы,чтобы ты мне чаще дарил цветы,мне было бы это приятно" - это уже не обвинение, а предложение,в котором вы говорите о собственных чувствах. Постарайтесь во время следующего выяснения отношений не обвинять, а говорить именно о себе и о своих чувствах. Постарайтесь внимательнее слушать своего партнёра,возможно, он вам говорит о чем-то, а вы просто его не слышите. Если в конкретный момент ваш муж не хочет обсуждать ваши отношения,лучше не настаивать, а перенести разговор, сказав ему "когда ты захочешь поговорить об этом,дай мне знать". Не забывайте радоваться простым мелочам устраивать вашей паре небольшие сюрпризы,развлечения, праздники....отношения- это ведь не только поле для выяснения отношений,но также и поле для совместного приятного времяпрепровождения. Если вы понимаете,что что-то вас сильно ранит и тревожит,не стоит умалчивать об этом, лучше разобрать эту проблему но не в ссоре,а в рамках конструктивной диалога. Ну и,конечно, совместный поход к психологу вам бы очень помог. Если супруг не хочет обращаться к психотерапевту- сходите на консультацию самостоятельно. Я желаю вам всего хорошего. Верю,что у вас всё получится!
С уважением, Елена Синицына.