Устала жить с братом мужа. Думаю о разводе, но боюсь остаться ни с чем, потому что муж собственник и расписку писать не будет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации и найти решение. Я в полнейшем тупике. Купили с мужем трешку ( военная ипотека). В браке живем год, вместе два года. После переезда на свою квартиру, кроме брата мужа, с нами жила ещё их мама. Ситуация, видимо, классическая, но тем не менее, для меня, сложная. Брат мужа- Саша учится в медицинском университете на третьем курсе, не работает. На бюджет не поступил. обучение стоит 420 тыс в год! Поэтому мама решила приехать в Москву (из Пятигорска) и помогать Саше. Мой муж сам оплачивал двушку, отдавая половину своей зп, остальная уходила на продукты и бензин , сигареты…Спустя непродолжительное время мы познакомились с моим мужем. Я начала чаще гостить у них на съёме. Прожила я с ним так пол года. И конечно же достаточно хорошо познакомилась с Сашей и мамой. Брат мужа полнейший бардашник и пофигист. Где поест, там и оставит тарелку , кружку. В итоге на столе все это копится и воняет. Чтобы помыть за собой тарелку- это нонсенс! Все за Сашу делала мама, как курочка возле него бегала. Когда мы определились с покупкой квартиры, я говорила мужу, что мне будет сложно жить с мамой и Сашей , потому что я не люблю бардак в доме и кухня должна быть чистой после готовки ( мама по этому поводу вообще не парилась). Муж конечно же мне обещал, что в нашей квартире такого не будет. Он разговаривал при мне перед переездом со своим братом, что тот будет следить за порядком в доме тоже. Также тот должен поступить на бюджет и уехать в общагу. Настал день, когда мы переехали в нашу трёшку. С моей стороны было очень глупо и наивно думать, что все будет по-другому. Мать везде разбрасывала свои волосы, плита и стол после ее готовки были в вечером жиру, раковина на кухне в пищевых отходах… Брат мужа естественно чувствовал себя вольготно: вонючие разбросанные носки , вечная посуда в раковине, полная корзина белья(Саша часто меняет одежду). Я работаю стюардессой, поэтому график работы ненормированный. Мне часто приходилось после ночного рейса идти в магазин, покупать еду и готовить ее, уборка квартиры была исключительно на мне. Я конечно первое время все делала на энтузиазме, но потом мне начало это надоедать. Мама конечно что-то дела дома: готовила , иногда закладывала стирку , но почти за год проживания с нами ни разу не брала в руки тряпку, чтобы убрать хотя бы в комнате, где живет ее Саша. Мама полностью ушла в заработок на учебу сыну. Мужу говорила, что мне тяжело, что мне нужна помощь в хозяйстве. Муж меня понимал , успокаивал, говорил , что это временно и у них НУЖДА. Но шло время, а мое терпение таяло. Я начала ловить себя на мысли, что жду командировку. Хоть какую-нибудь командировку, чтобы только не видеть весь этот бардак. Но после командировок было ещё хуже, потому что естественно за несколько дней никто и не думал даже пропылесосить полы. У нас ещё два кота ,поэтому чаще надо убираться. У меня начались срывы, все вообще стали выяснять с мужем отношения. В итоге мама уехала домой , но попросила моего мужа , чтобы тот ни в коем случае не выгонял Сашу в общагу, потому что там он не будет учиться. Мама уехала и поэтому на меня легла дополнительная нагрузка. Готовкой и уборкой занималась исключительно я! Я начала говорить мужу, что тот должен поговорить с братом , потому что он живет с нами и должен помогать по дому. Разговоры конечно же были. Мы садились и за стол все вместе, но по факту это не помогало. Муж начал сам мне помогать. Меня это бесило. Потому что брат сел на шею и свесил ноги! Муж говорил мне, чтобы я не лезла, а продолжала заниматься делами, а он мне поможет. С Сашей пыталась говорить, но он ещё ребёнок , поэтому взрослые разговоры, касательно домашних дел, на него не действуют. А человек я резкий. На третий раз уже включается громкость. Мой муж всегда общается с братом аккуратно, подходит с просьбой о помощи или каким-то заданием. Поэтому Саше до одного места домашние дела. Ссоры с мужем стали все чаще , на этом фоне пропал секс. Моя жизнь свелась к работе и домашнему быту. Чуть больше месяца назад была страшная ссора , в процессе которой я разбила чашку и сломала ладонь. Так как квартира куплена на военную ипотеку , собственником является муж. Купили квартиру до брака. Я вложила туда 3 млн. Расписки нет. Все на доверии. Муж мне сказал: «Не хочешь жить в нашей семье, тогда собирай вещи и возвращайся к родителям!» Они живут тоже в Москве. Моему шоку и обиде не было предела. На этой ноте я начала дубасить рукой дверь шкафа. Не знаю, сколько бы я ее била, если бы не муж. В этот же вечер помирились, он попросил прощение. Но осадок до сих пор есть. С той ссоры прошло больше месяца. Вроде бы все обсудили , успокоились, но неделю назад опять начались выяснения отношений. Я 4 недели ходила в гипсе , резать не могла, поэтому готовить было практически невозможно. Муж не любит готовить, поэтому его было сложно заставить, брату вообще не надо это. Он только может в холодильник лазить. Я сказала мужу , что не могу больше так. Мне надоело тратить время на чужого дядю, который занимается исключительно потребительство! Муж стал тоже ленивым. Ремонт в комнате и на балконе уже 7 месяцев продолжается! Муж очень устаёт на работе или нет настроения. Знаю, что его настроение зависит от моего. Муж сказал, что он разговаривает с младшим, что муж мне ведь помогает, что сейчас он ничего не может сделать . У Саши нужда и он будет жить с нами. После разговора я собрала вещи и уехала на квартиру брата. Живу здесь неделю. Мы скучаем друг по другу , обоим друг друга. Но я понимаю, что не могу больше. Думаю о разводе, но боюсь остаться ни с чем , потому что муж собственник и расписку писать не будет. А ещё на следующий год собирается вернуться мама! Потому что денег не хватает! Я сейчас в таком состоянии , что хочу развестись , купить отдельно квартиру, чтобы меня никто не трогал. Два дня назад был разговор с мужем по телефону. И опять на наши темы. Я сказала мужу, что тот должен воспитывать своего брата, тот должен жить по нашим правилам. За быт отвечаю я! Поэтому Саша должен соблюдать чистоту, порядок. Муж сказал, что он такой какой есть и меняться не будет. Он не может строго говорить брату и что-то требовать, потому что любит и переживает за него. Муж предпочитает разговаривать с братом. И только так! Но это не очень работает. Помогите пожалуйста найти какое-то решение и не сойти с ума!
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Дьяченко Галина Викторовна.
Анастасия, здравствуйте.
Давайте попробуем разобраться в Вашей проблеме.
В условиях задачи:
- молодая семья, где муж и жена любят, понимают, помогают друг другу;
- родственники мужа: его брат, студент медицинского ВУЗа, его мама.
- квартирный вопрос: квартира куплена как на средства мужа, так и на средства жены, но куплена до брака. Жена вложила 3 млн. рублей, но нет расписки в получении (Деньги отдавали наличными или был перевод с банковской карты? Кто заемщик, а кто созаемщик?).
- женщина считает, что свекровь и деверь не хотят соблюдать порядок и правила общежития. Они не придерживаются тех принципов чистоты и ведения дома, по каким привыкла жить женщина;
- из-за постоянного нервного напряжения женщина готова расторгнуть брак.
- женщина испытывает смешанные чувства по отношению к мужу: она его любит, но обижена на него, так как он не может оберечь её от своих родственников и их отношения к правилам дома.
- муж женщины находится в сложной ситуации: с одной стороны он чувствует ответственность перед братом и мамой, с другой он понимает и разделяет требования своей жены к квартирантам.
Анастасия, ситуация действительно сложная.
Исходя из Вашего письма, Вы чувствуете, что вместе с мужем Вы получили в "нагрузку" и его родственников. А переделать взрослых людей у Вас не получится: и свекровь и деверь имею право жить так, как хотят. Они уже выросли и нотации "не работают".
Что делать?
Давайте попробуем вначале разобраться с правовыми вопросами.
1. Поговорите с мужем о возможности заключения брачного контракта.
2. Найдите опытного адвоката и получите консультацию о возможности подтверждения внесения Вами 3 млн. р. в счет оплаты ипотечной квартиры. И возможности возврата денежных средств.
3. Изучите договор ипотеки. Ваш муж единственный заемщик? Или есть созаемщики?
А теперь поговорим о психологии и играх, в которые играют взрослые люди.
Анастасия, в любом конфликте есть две стороны. И у каждой из сторон своя правда. Для того, чтобы ответить на Ваш запрос, мне нужно понимать: что хотите имено Вы? Что хочет Ваш муж? Его мать? Его брат? А потом попробовать найти компромисс, если это возможно. Истина всегда где-то посередине, но участники конфликта её обычно не видят.
Давайте попробуем разложить в комнате пять листов бумаги А4. Напишите на каждом имя участника конфликта. Встаньте на место брата мужа. Включите диктофон. Опишите то, что Вы чувствуете на этом месте. Комфортно или не комфортно там находиться, что хочется сделать или сказать. Закройте глаза, представьте, что Вы - это он. Скопируйте манеру речи и позу. И попробуйте вслух высказать свои претензии и обиды жене мужа. Откройте глаза.
Теперь встаньте на свой лист и ответьте брату мужа. Почувствуйте свои эмоции и чувства.
Встаньте на лист свекрови, ощутите, что Вы чувствуете, опишите. И снова скопируйте манеру речи и поведения. Выскажите невестке все, что хотели бы сказать.
Встаньте на лист мужа и попробуйте представить его эмоции и чувства.
Встаньте на свой лист и "услышьте" всех участников конфликта.
И заметьте - Вы их воспринимаете как взрослых людей, обращаетесь к Взрослой части человека и требуете поведения, соотвествущего взрослому человеку. Но маски иногда не соовтетствуют содержанию, не так ли? И Ребенок в девере не хочет воспринимать требования Вашей взрослой части. Так же, как и Родитель в свекрови, не так ли?
Теперь представьте, что Вы входите в ангар, где на стеллажах, соответствующих членам семьи, появляются коробочки, банки, ящики с Вашими обидами и претензиями.
Дальнейшая работа состоит в том, чтобы брать коробочку/ящик и т.п. и разбираться - что Вам дал этот урок? Для чего Вы попали в эту ситуацию? За что (например, за порядок, чистоту и т.п.) Вы так сильно "зацепились", что Высшим силам пришлось прибегнуть к таким жестоким для Вас урокам? И записывайте на диктофон те мысли, которые появятся. Если Вы не будете врать самой себе, то откроете много нового для себя. Когда закончите с этой тяжелой работой, сядьте удобно, представьте спокойную реку, по которой плывут осенние листья. И Вы на каждый листок, как на кораблик, усаживаете негативную мысль, эмоцию, чувство и отпускаете их по реке, проговаривая вслух: "Я отпускаю чувство ....... по отношению к ... например, грязным носкам брата мужа, разбросанным по квартире". И т.п. Отпустите все негативные мысли, полюбуйтесь чистой рекой, в которой отражается ясное небо и выходите из медитации. Можно представить, что Вы гуляете по старинному городу и находите лавку старьевщика. В ней Вы можете оставить вещь (образ, символ) от которой желаете избавиться. Есть ли в Вашей жизни какая-то вещь, которая мешает и от которой пора избавиться? Что символизирует эта вещь? Почему она стала лишней?
Анастасия, я подробно описала методики и упражнения, которые все же желательно делать в контакте с психологом.
Если Вам нужна будет помощь, обращайтесь.
Всего вам доброго.
С уважением,
Дьяченко Галина Викторовна.