Трудное время. Муж манипулирует, газлайтит, принижает и устраивает эмоциональные качели.

Вопрос психологу:
Мне 32 год. Хорошая зарплата, учусь дистанционно, работаю дистанционно. Есть 2 детей 3 и 5 лет. В браке 10 лет. Отношения в браке были отличными до появления детей. До ковида я путешествовала 3-4 раза в год со старшим ребенком. После, стало сложнее. Муж относится посредственно, постоянно критикует, если критиковать в ответ, муж переводит стрелки и унижает, говорит что я ничего не делаю, проблемы выдумываю на ровном месте. Муж не знает кем работаю, на кого учусь, о хобби ничего не знает, не разговаривает ни о чем кроме детей. Секс раз в 3 месяца когда ему надо. Манипулирует, газлайтит, принижает и устраивает эмоциональные качели, то нравлюсь ему проводим вместе время, то опять безразличие и критика на ровном месте. Хочется уже определиться или выйти из отношений или наладить их. Но способов налаживания я не вижу. Я не идеальный человек, но жить так дальше не могу . После ковида, не хочется никуда идти и ничего делать, до ковида была постоянно в движении, была полна сил. Сейчас сил не хватает ни на что.
Автор вопроса: Анна Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Добрый день, Анна!
В последнее время Вы ощущаете напряжение между Вами и мужем, чувствуете апатию, упадок сил и даже задумываетесь над вопросом выйти из отношений или наладить их. Анна, Вы пишите, что муж много о Вас не знает, что разговаривает только о детях. Хочу у Вас спросить, знаете ли Вы об интересах, хобби Вашего близкого человека, о том, как он воспринимает Вашу семью, какие проблемы видит он? Почему я это спрашиваю. Потому, что очень много семей распадается из-за того, что взрослые люди не умеют РАЗГОВАРИВАТЬ, ДОГОВАРИВАТЬ и ДОГОВАРИВАТЬСЯ.
Почему мы миримся с тем, что рядом с нами живет «незнакомый» человек, почему нам так трудно наладить вербальный контакт, говорить обо всем на свете легко и свободно? Ведь рядом с нами близкий человек. Мы помним только о ролях мама, папа, муж, жена и забываем, что прежде всего мы разные люди, разные личности со СВОИМИ характерами, привычками, мечтами. Я могу конечно ошибаться, но из Вашего описания мне видится не единение у Вас в семье, а какое-то соперничество. Муж критикует, Вы критикуете в ответ.
Пытались ли Вы, Анна говорить о том, что чувствуете, что Вас напрягает в отношениях? Как Вы это делали? Если мы идем из состояния критики, претензий, давления, то другая сторона не захочет нас услышать и будет обороняться. Понимаете?
А если мы начинаем разговор из позиции не только сказать свое, а еще и УСЛЫШАТЬ другую точку зрения здесь уже много шансов о чем-то договориться. Разговаривать не как дети на чувствах, на эмоциях (отдавай мои игрушки и иди в другую песочницу), а разговаривать как взрослые люди осознанно, ответственно, с пониманием того, что этот разговор важен для нас обоих и последствия его будут иметь влияние на обе жизни и на жизнь семьи.
Еще хотелось бы обратить Ваше внимание, Анна, вот на что. «Отношения в браке были отличными до появления детей». Это говорит о том, что в первые 5 лет брака вы были близки, у вас были общие стремления, планы, и вы скорее всего умели слышать друг друга. Затем наступили изменения и «все стало сложнее».
Действительно каждая семья имеет свой жизненный цикл, последовательность разных событий и стадий. Сначала каждый из вас был один (монада), далее появилась пара (диада), когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Следующая стадия жизненного цикла семьи – триада, когда появляется ребенок (вы стали субъективно дальше друг от друга, необходимо в этот период опять передоговариваться, потому что должны измениться функции и обязанности). Следующая стадия – появление следующих детей, появляются отношения между детьми, между детьми и вами и соответственно перестройка всей семейной системы.
Время идет и все в нашей жизни меняется, меняемся и мы сами. Та семья, где передоговориться могут, живет и развивается дальше. Что помогает стабилизировать семейную систему? Это то, что объединяет, планы на будущее, общие увлечения, забота о детях и многое другое. В каждой семье это что-то своё.
Анна, если вам сложно найти общий язык, вы можете предложить мужу обратиться вместе к семейному психологу. Почему не воспользоваться такой возможностью, если есть шанс наладить отношения и сохранить семью?
Желаю вам с мужем вернуть свою способность слышать друг друга и договариваться друг с другом.
Верю, что все в вашей жизни будет хорошо и ваша семья достойно переживет этот семейный кризис.
С уважением, София