Муж молчит по непонятной причине. Объявил бойкот?

Вопрос психологу:
Добрый день! С мужем 18 лет. Есть у него свойства в характере, если, что -то скажу не так, то просто со мной не разговаривает, для меня это мучение, начинаю спрашивать в чем причина, молчит, самое большее, когда молчал 2 недели. Сейчас новый рекорд больше месяца молчит. Я обдумываю, что могло произойти, ведь всё принимаешь на свой счёт, спрашивала у него, что случилось, когда я, что сказала не то..? Он говорит, что ему так нравится, проще. Но у меня портится психологическое здоровье. Я И уже размышляешь, может он хочет развестись, пока такой вопрос не задавала, но уже склоняюсь к этому. Я не знаю, как вести себя с ним в такой ситуации, просто ждать?
У нас разница в возрасте 11 лет. Он никогда не говорил мне слов о любви, комплименты, никогда не дарит мне цветы, только в последнее время на 8 марта. Раньше даже подарки на Д.р не дарил, пока с ним не разругались по этому поводу, я не прошу ,что -то дорогое, но всё же хочется внимание. Один раз мы пробовали разойтись, но потом снова сошлись. Он очень часто находится в себе, всегда в каких то спорах доказывает, что только его мнение имеет место быть, что он такой умный. Я вообще не знаю, порой как с ним разговаривать, особенно, когда он молчит, получается он мне объявил бойкот, а за что не знаю, мне кажется, что он сам не знает, просто ему так комфортно. Спасибо.
Автор вопроса: Василиса Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Салеева Татьяна Васильевна.
Здравствуйте Василиса!
Есть знаменитая книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Там есть раздел, описывающий ситуации, которые возникают в супружеских отношениях. Речь идет о повторяющихся сценариях поведения людей, в частности мужа и жены. Некой взаимной игры. Один обижает, другой обижается. Или. Один жалуется, другой спасает и т.д. Далее автор объясняет, что является причиной такого поведения каждого человека: детские психологические травмы, повторение родительских сценариев, жизненный опыт достижения определённых целей манипулятивным путем и пр.
Справедливости ради стоит отметить, что большинство людей демонстрируют и проявляют эти сценарии неосознанно, используя модели поведения в родительской семье, которые бессознательно были усвоены в детском возрасте.
Ситуация, описанная в Вашем письме, похоже, как раз демонстрирует подобный сценарий. Муж, который имеет опыт «обижаться и молчать», провоцирует жену на поиск собственной вины «обдумывать, что могло произойти и принимать все на свой счёт».
Если вспомнить, что иногда люди ведут себя в разных ситуациях как взрослые, иногда как дети, а иногда как родители с детьми, то становится понятным, что в Вашей ситуации муж ведет себя как обиженный ребенок. Просто молчит. Не поясняет причины, не говорит о своих чувствах, о причинах и просьбах чего именно он хочет.
Или бывает, что такую модель поведения демонстрирует холодный родитель, который таким образом хочет «повоспитывать» своего ребенка, указав на детские промахи в поведении.
Вот и Ваш муж играет в некую игру, где он «обиженный ребёнок» или «воспитывающий родитель».
Давайте назовем вещи своими именами:
1. Ваш муж НЕ РЕБЕНОК, а взрослый человек.
2. Ваш муж Вам НЕ РОДИТЕЛЬ, а супруг.
Очевидно, что данные модели поведения не соответствуют статусу взаимоотношений и, естественно, не ведут к качественному результату.
Но правда жизни в том, что Вы, Василиса, поддерживаете эту игру и в ответ играете в «жертву», которая старается, но не знает, как угодить супругу, согласна, что мужчина не дарит подарки и не оказывает знаки внимания, готова жертвовать своим психологическим здоровьем и т.д.
Почему вы оба так поступаете? Выше я уже написала – потому что примерно как-то так вели себя ваши родителями между собой или со своими детьми. Сейчас это не столь важно. Важно ответить на вопрос: зачем вы оба продолжаете играть в игру, в которой некомфортно и которая ведет к некачественным отношениям?
Или мужа устраивает подробными манипуляциями добиваться от Вас неких действий и результатов? Это, конечно, можно спросить у него.
Но снова вернемся к Вам? А Вас устраивает? Нет? Ну, тогда зачем Вы продолжаете этот деструктивный сценарий? Зачем подыгрываете в такой «странной» игре?
Что же делать? Ответ прост!
Первый вариант. Перестать поддерживать нецелесообразный сценарий. Перейти во взрослую позицию. Требовать, чтобы муж также принял взрослую позицию и обсудить как взрослые люди, как партнеры, реальную проблему и пути решения.
Да, это потребует некоторой смелости и решительности от Вас. Вам придется высказать, что накопилось на душе за эти 18 лет, обозначить, что Вас такие поступки мужа не устраивают, что Вы в таких случаях чувствуете себя обиженной (брошенной, нелюбимой, неважной, неценной или как еще…).
Это непросто.
Второй вариант. Если прямо сейчас Вы оба не готовы к переходу на новый качественный «взрослый» уровень партнерских отношений, то Вам, Василиса, остается продолжать поддерживать существующий игровой сценарий. Но теперь осознанно подыгрывать мужу и наблюдать как развиваются события. Оберегая при этом свое психическое здоровье и поступая так, как КОМФОРТНО Вам. Ведь муж поступает именно так – как комфортно ему.
Какой вариант выбрать решать вам.
P.S. Рекомендую почитать книгу Э.Берна.