Зависимость от мужа. Как восстановить прежнюю СЕБЯ и излечиться?

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемый психолог. Совсем недавно столкнулась с такой мыслью, что я стала зависеть полностью от партнера. Я стала замечать, что хочу проводить все свое время с ним, что мне неприятно, когда он куда-то уходит (например на подработку, вместо того чтобы со мной провести время). Он стал сам замечать и говорить мне, что я зацикливаюсь слишком на нем, что он не может и не будет со мной проводить время 24/7. Мне становится обидно, я раздражаюсь и порой плачу, не в силах что-то предпринять. Ведь как это так? Он что, меня не любит?? Я ему не нужна? и ему со мной скучно??? Я готова проработать ситуацию, но я не знаю с чего начать, ведь это слишком сложно. А вдруг у меня не получится? Получается я всю жизнь буду мучится? Или мне суждено быть одной? Зачастую он сообщает мне что я выношу ему мозг по пустякам, по проблемам, которых нет и говорит, что я от скуки так делаю и мне нужно чем-то себя занять. Когда он рядом, мне хорошо, а когда нет, я страдаю и начинаю его ревновать, контролировать. В голове появляются навязчивые мысли: он меня бросит, потому что понял, что я зависима, теперь он будет этим пользоваться и я для него удобная. Надеюсь на ваши рекомендации и советы. Спасибо большое заранее!
Автор вопроса: Светлана Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Сурганова Анастасия Анатольевна.
Светлана, здравствуйте!
Я внимательно ознакомилась с Вашим письмом. Прежде всего, хочу отметить, что то, что Вы осознаете и признаете наличие проблемы – эмоциональной зависимости от партнера – это уже первый шаг к ее решению. Действительно, основное отличие эмоционально зависимых отношений от здоровых заключается в том, что Ваше эмоциональное состояние полностью зависит от слов, настроения и действий партнера. Вы как будто «растворяетесь» в партнере, испытываете ревность, контролируете каждый его шаг.
Важно определиться, что лежит в основе такого состояния. Чаще всего причина кроется в детско-родительских отношениях. Это может быть, как постоянная критика и недостаток любви от родителей, так и гиперопека. Могут быть и иные причины, которые важно идентифицировать, ведь от этого зависит эффективность дальнейшей работы с психологом.
Осознав проблему и определившись с ее причинами, можно приступать к следующему шагу. Самое главное в проработке эмоциональной зависимости – взять ответственность за свое эмоциональное состояние и научиться выявлять свое собственное «я», себя как отдельную личность со своими интересами, желаниями и стремлениями.
Нужно научиться отделять себя от партнера, постоянно спрашивать себя: а чего сейчас хочу я? действительно ли мне это нужно/нравится/хочется? (очень действенное упражнение, которое уже можете начать делать в повседневной жизни).
Еще одним направлением работы является развитие умения обозначать свои личные границы. Не всегда нужно говорить партнеру «да» и соглашаться с его мнением. Попробуйте в разговоре отслеживать свои мысли по тому или иному вопросу: что я думаю по этому поводу? я сейчас транслирую свое мнение или мнение партнера? где я могу поискать альтернативные источники, чтобы составить свое мнение на этот счет? Не бойтесь высказать свою позицию, даже если она отличается от других.
Кроме того, важно найти себе занятие по душе. Уверена, у Вас есть сферы, в которых Вы можете проявить свои таланты, найти вдохновение и зарядиться позитивной энергией. Это могут быть занятия спортом, ведение соцсетей, выставки, кино, творчество в любом виде и т.д. Здорово, если такие увлечения будут связаны с социальной активностью, встречей с другими людьми, чтобы Ваша жизнь не крутилась только вокруг партнера. Чем больше таких активностей Вы сможете организовать, тем слабее будете ощущать свою зависимость от одного единственного человека и тем большей самоценностью Вы будете наполняться.
По поводу навязчивых мыслей – есть хорошее упражнение: усильте свои мысли о том, что партнер бросит Вас, представьте самый плохой исход. Поначалу это может быть тяжело, но важно не подавлять в себе эмоции, а отреагировать их. С каждым разом будет становиться легче, и Вы начнете понимать, что жизнь продолжается и есть много других людей вокруг, которые поддержат Вас. А самое главное, что поддержать себя можете Вы сами, как самостоятельная зрелая личность.
И наконец, примите тот факт, что другой человек – это отдельная личность, он может не хотеть проводить с Вами столько времени, сколько хочется Вам, и порой не понимать Ваши чувства. И это совсем не показатель «нелюбви» к вам. Важно полностью принять этот факт и сместить фокус внимания на себя и свою жизнь.
Светлана, проработка эмоциональной зависимости – это всегда долгая работа над собой – своим самоуважением и самооценкой. Желаю Вам справиться с Вашей ситуацией. Обращайтесь, если будет нужна помощь.