Муж не хочет совместного ребенка. Как дальше быть? Как правильно расстаться с мужем?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У моего мужа есть сын от первого брака, ему 15 лет. У меня есть дочь от первого брака ей 6 лет. С бывшей женой он не общается, с сыном общается.
Я всячески пыталась намекать мужу о совместном ребенке, позже мы стали об этом говорить напрямую. Он сказал, что очень хочет совместного ребенка. После, он говорил, что не хочет, т.к. считает, что я переключусь полностью на ребенка и наши отношения станут тяжёлыми. Потом, он стал говорить, что боится т.к. не сможет мне помогать с ребенком в виду своей занятости на работе (работает вахтово, дома бывает очень редко). Я сказала, что больше говорить об этом и навсегда закрываю тему насчёт детей. Но внутри себя и в голове понимаю, что хочу ребенка, а если у нас настолько обречены отношения, то не вижу будущего с таким мужчиной.
С моей дочерью мне никто не помогал, я ее воспитывала сама, если за все годы раз 10 моя мама просидела с ней, то это хорошо. А так, я старалась всегда рассчитывать на себя, чтоб не было слов типа "ты для себя родила, а не для кого-то". Я всегда понимала всю ответственность, понимала, что это не игрушка.
А тут теперь так складывается ситуация...
Как дальше быть? Как правильно расстаться с мужем?
Дальше я так жить не смогу. Лучше буду одна с дочерью.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Маркина Валентина Андреевна.
Здравствуйте, Татьяна.
В вашем вопросе я слышу душевную боль о вашей жизни, о ваших отношениях и несовпадении представлений о семье. Возможно, вы сейчас испытываете внутренний конфликт между своими потребностями и установками. Попробую помочь вам в этом разобраться.
Брак и отношения – это всегда не просто, это всегда про диалог и поиск точек соприкосновения. Второй брак часто осложняется предыдущим неудачным опытом. Именно это мне видится в ответах вашего мужа. Мой супруг тоже часто ездит в командировки, а я вижу его переживания из-за того, что мне приходится в эти периоды одной заниматься детьми. У вашего супруга на эти переживания наложился и опыт развода. Если он активно общается с сыном, то скорее всего, к рождению и воспитанию он относится ответственно. Самостоятельно справляться с чужими страхами очень сложно, долго и часто мало эффективно. Человек сам должен увидеть свои трудности и захотеть измениться. Даже в этом случае крайне не рекомендую пытаться заменить профессионального психолога.
Вы пишите, что очень хотите ребёнка. Сформулируйте для себя (желательно письменно), зачем вам еще один ребёнок. Поймите меня правильно, я сейчас не пытаюсь вас отговорить или переубедить. Я прошу вас поисследовать свои истинные причины и свои истинные желания. Напишите, что движет вами в вашем желании иметь несколько детей? Насколько это желание сильное? Оцените его от 0 до 10, где 0 – полное отсутствие, а 10 – смысл вашей жизни.
Мне не совсем понятна ваши фразы «если у нас настолько обречены отношения, то не вижу будущего с таким мужчиной» и «Дальше я так жить не смогу. Лучше буду одна с дочерью». Здесь явно скрыто больше, чем написано.
Попробуйте прописать для себя, в чём проявляется то, что отношения обречены? Вы считаете, что отношения есть только в том случае, если есть совместные дети? Или помимо вопроса детей есть еще сложности в отношениях? Или они обречены, так как для вас важно быть мамой нескольких детей, поэтому вы не хотите задерживаться в этих отношениях?
Отношения между супругами – это далеко не всегда про детей. Когда дети являются самоцелью, когда желание иметь детей встает на первое место, отношения всегда отходят на второй план и наступает напряжение в семье. Что есть в ваших отношениях ценного? Составьте список и оцените каждый его пункт от 0 до 10 баллов. Эта сумма ниже, чем ценность желания иметь детей? Значит, скорее всего, вам с этим мужчиной не по пути. Эти две цифры примерно равны? Тогда мы можем говорить в конфликте ценностей, который мешает спокойно принять решение. В таком случае вам важно обратиться на консультацию к психологу. Обычно для решения такого вопроса достаточно 1-3 встреч.
Как я поняла, на сегодняшний день основной ваш вопрос «Как правильно расстаться с мужем?». И здесь у меня снова к вам вопрос для размышления. Что значит «правильно»? Что вы в это понятие вкладываете?
Из общих рекомендаций, которые подходят всем, независимо от ситуации, могу предложить следующее:
1. Оценить своё желание к расставанию и убедиться в том, что оно действительно важно.
2. Найти обоснование, важное для вас.
Когда вы выполните всё, что я предлагала вам выше, ответы на эти два пункта будут готовы.
3. Определить план своей дальнейшей жизни уже без этого мужчины.
Лучше тоже прописать те сложности, которые предположительно войдут в вашу жизнь (от финансовой стороны до «что скажут близкие») и составить алгоритм ваших действий. Это поможет снизить тревогу и сделает будущее более понятным.
4. Спокойно поговорить, без обвинений и обид.
Сложный пункт. Для этого нужно эти самые обиды отпустить. В идеале – встреча с психологом лицом к лицу (в кабинете или онлайн).
Как вариант для самостоятельной работы – письменная техника «А еще я хочу тебе сказать…». Берёте лист бумаги, ручку, бумажные салфетки или полотенца для слёз и начинаете письмо мужу с этих слов. Пишите все, что накопилось, все свои обиды и разочарования. В тех выражениях, которые приходят в голову. Убираем цензуру. После того, как письмо написано, уничтожаем его. Для достижения результата, возможно, придется повторить несколько раз через некоторое время.
Как понять, что вы готовы к общению? Когда пытаетесь сказать о себе и своих чувствах, у вас: а) нет сильных эмоций, вносящих из сосредоточенного состояния, и б) вы говорите о себе и своих чувствах, а не обвиняете супруга в том, что он не оправдал ваших ожиданий.
5. Обозначить своё решение и мирно разойтись.
Для этого желательно заранее сформулировать свои мысли и порепетировать разговор перед зеркалом. Заодно и пройти проверку на результативность работы по пункту 4.
Есть и еще одна рекомендация: если вы прекратите эти отношения, есть шанс, что со временем будете готовы вступить в новые с другим мужчиной. Сделайте для себя выводы, определите свои ценности и прежде, чем вступить в брак, обсудите свои представления и ожидания от отношений с новым партнёром. Не на первом свидании, но тогда, когда почувствуете, что ваши встречи переходят на более серьезную ступень близкую к браку. Разговаривать о том, что ценно для вас, нормально. И нормально, что не все наши ценности совпадают с ценностями другого человека. В таком случае есть возможно оценить их различия «на берегу». Сможете ли вы жить, не меняя другого, не пытаясь подстроить его под себя.
Надеюсь, что вы нашли ответы на свои вопросы. Буду благодарна обратной связи в комментариях и всегда готова помочь вам лично разобраться с вашими вопросами.