Муж стал часто шутить зло, высмеивать. Может мне стало теперь, в моем возрасте так все обидно? Как вырулить ситуацию?

Вопрос психологу:
Добрый день. Живем с мужем почти 30 лет. Двое сыновей. Раньше было много внимания , любви и заботы со стороны мужа. Недостатка в деньгах никогда не было. В деньгах щедрый. Я не работала с той поры, когда появился первый сын. Муж смеялся над моими порывами выйти на работу. Раньше был веселым, счастливым. Потом стал больше употреблять спиртного- работа была не спокойная. Да и его отец так же употреблял. Вышел на пенсию по выслуге лет. Занялся бизнесом. На работе не много проводит время. Но и здесь работа съедает много нервов. Дома смотрит всякую ерунду в тик токе. Муж стал часто шутить зло, высмеивать. Может мне стало теперь, в моем возрасте так все обидно? Половой жизни нет, не обнимает. Чувствую себя при всем своем бытие несчастной. Уйти не могу. Т.к завишу финансово. Разговоров по душам не любит, даже ненавидит. Может и накричать, хотя стараюсь не ранить, подбираю слова. Для меня он стал очень колючим, не преступным. Очень расстраивает то, что не могу вывести на откровенный разговор. Подскажите что делать?
Автор вопроса: Светлана Возраст: 49

На вопрос отвечает психолог Несмиян Ирина Юрьевна.
Здравствуйте, Светлана.
Благодарю вас за вопрос.
1. В первую очередь, попробуйте отследить или вспомнить, что или когда конкретно изменилось? Что могло этому способствовать кроме нервной работы? Если работа была нервная всегда, и раньше муж проявлял к вам много внимания, любви и заботы. То что и когда изменилось, что теперь стало по другому (Муж стал часто шутить зло, высмеивать). Это могут быть какие-то социальные изменения или изменения в семье. Что могло спровоцировать такое поведение? Когда это началось? Подумайте об этом.
2. Если в его шутках вы чувствуете злость и у вас появляется на него обида. Это явный признак нарушения ваших личных границ, которые вы по каким то причинам не защищаете.
Для этого не нужно призывать мужа к откровенному разговору или разговору по душам. Достаточно открыто, искренне и спокойно сказать своему мужу о том, что вам это не приятно.
Важно, сказать это не со стороны упреков, а именно через свои чувства. Что вы чувствуете когда ваш муж так делает?
(Пример: Когда ты так шутишь мне это не приятно, я чувствую себя не любимой. Когда ты кричишь мне обидно, прошу тебя говорить со мной в спокойном тоне. И прочее.)
А если вы чувствуете себя не любимой, то соответственно качество вашей жизни и качество вашей семейной жизни от этого, конечно ухудшается. А это не на руку ни вам, ни вашему мужу.
3. Позволяете ли вы в ответ мужу такие же высказывания содержащие в себе зло, принижение и прочее? Если да, то это не самый лучший метод наладить отношения. Ниже опишу упражнение, как избавиться от обиды.
От обиды которая есть внутри вас нужно избавляться, поможет в этом следующее упражнение.
Упражнение: Письмо обиды.
Необходимо уединиться приблизительно на 1 час, чтобы вас никто не отвлекал.
Напишите письмо человеку, который вызывает злость, обиду или другие негативные эмоции и чувства. Напишите письмо от себя, описывая все что вспоминаете. Опишите на что обижены, на что злитесь, что задело вас, что не высказали, все что испытываете из-за этих чувств.
Письмо не отправляем, рвем и выбрасываем. (Возможно понадобиться много салфеток)
Если через время чувствуете, что обида вновь есть. Отследите свое поведение, защищаете ли вы свои личные границы. Проведите работу над ошибками: какая ситуация вас задела или как хотели бы повести себя по новой в этой ситуации, чтобы вы тогда сказали или сделали по другому. И вновь напишите Письмо обиды.
4. Вы не написали, живут ли ваши сыновья с вами? Это один из важных этапов в жизни семьи. Когда дети уходят из семьи уже в свои семьи. И тогда у супругов высвобождается много времени подумать о своей жизни, подумать о своем свободном времени. А чем теперь заняться?
И тогда подумайте несмотря на то, живут с вами дети или нет. Насколько вам сейчас ваша жизнь интересная, насколько она активная, яркая, эмоциональная?
Если ваш ответ - недостаточно. То придумайте, чем вы займетесь в ближайшую неделю.
Выделите себе 1 час в неделю для начала. Затем увеличивайте для себя это время. Время когда вы посвящаете свою жизнь только себе. (Пример: Любое хобби которое вам по душе; любое действие приносящее вам удовольствие; посвятить время своему любимому делу; то что придает вам сил и ресурсного состояния.)
5. Составьте список того, что вас наполняет, что дает вам ресурсное состояние и приносит удовольствие. Пользуйтесь этим списком регулярно. Наполняйте свой день и свободное время этими пунктами.
Выведите себя из несчастного состояния. Муж видя дома несчастную женщину и сам только от этого факта может испытывать страдания, раз не смог осчастливить свою жену.
Но вы должны быть счастливой не ради мужа, а ради себя. Помните об этом. Не нужно натягивать на себя маску счастья при входе мужа в дом. Не притворяйтесь быть радостной при муже. Если грустно, то грустите. Эмоции даны нам не просто так, это индикатор нашей жизни. Важно отслеживать, что вызывает в нашей жизни нежелательные эмоции. И начинать что-то менять в жизни, исходя из того, что можете изменить именно вы. Мы осознанно должны заботиться о своем состоянии и поднимать себе настроение.
6. В отношениях нет виноватых. Ответственность за отношения на каждом из супругов. И к сожалению сами себя отношения не построят. Если за отношениями не ухаживать, не поливать, если не стараться для отношений, а пустить их на самотек, они к сожалению разваляться.
Поэтому спросите саму себя, что вы сами делаете для того чтобы отношения восстановились.
Как вы реагируете на то что муж выпивает? Как реагируете на то, что он смотрит ТикТок?
Что вы в этот момент думаете о своем муже?
Это вопросы для размышления.
Может быть много факторов того почему он это делает.
Позвольте себе в это время пока муж смотрит ТикТок, тоже чем то заняться своим из своего списка любимых дел.
А будет еще лучше если вы подумаете о ваших отношениях. И зададите себе вопрос. Насколько сейчас мне нравятся мои отношения с мужем?
А как я хочу чтобы было в моих отношениях?
А что для улучшения наших отношений могу сделать лично я?
7. Все изменения начинаются с себя. Подумайте. Как часто вы сейчас к своему мужу проявляете любовь, внимание, заботу, говорите какие-то комплименты?
Ученые выяснили, что каждому человеку в день нужно 8 объятий. Не призываю вас к этому сразу, но можно с чего-то начать. Если между вами сейчас сильная телесная дистанция, то начните с легких мимолетных поглаживаний невзначай, по руке, по плечу, по голове. Если идете рядом возьмите его под руку. Подберите телесный контакт комфортный для начала вашего с мужем сближения.
Просите помощи: Подай мне пожалуйста руку; помоги мне открыть что-то; понеси пожалуйста пакет мне это тяжело и прочее.
Благодарите за помощь. Благодарите за его заботу в вашу сторону. Благодарите за деньги которые он дает.
Когда почувствуете, что контакт налаживается, скажите о том как вам сильно не хватает его объятий, внимания, заботы и прочее.
8. Можно также разнообразить ваше совместное проведенное время, театр, кино, концерт, сходить в гости, какое-то совместное увлечение или хобби, сходить ресторан или кафе и прочее. Подумайте как подойдет именно вашим отношениям.
Все упражнения и рекомендации очень действенные, прошу отнестись к ним во всей серьезностью. Запланируйте для них свое время на ближайшую неделю, подумайте и решите когда вы сможете их выполнить.
Желаю вам удачи! У вас всё получиться!
Всегда буду рада ответить на ваши вопросы.
С пожеланиями душевной гармонии,
психолог Ирина Несмиян.