Не могу отстаивать своё личное пространство при общении с мужем.

Вопрос психологу:
Мне очень сложно отказать в помощи, когда ко мне обращаются, а если откажусь, то испытываю чувство вины. Не могу отстаивать своё личное пространство. Муж холерик, очень импульсивный, никогда ни в чем не считает себя виновным, а я не могу даже как следует выплеснуть свои обиды, от этого болею. Очень часто мучают головные боли, высокий холестерин. Много читала о психосоматике, о психологических травмах с детства. В семье была третьим ребёнком, после меня есть ещё брат 10 лет разницы. Приходилось за ним смотреть, в школе училась только на отлично. Мечтала поступить в институт, а в итоге рано вышла замуж "по залету"! Сначала заочно закончила техникум с красным дипломом, сразу в институт муж не дал поступить. Высшее образование получила позже. Виню себя, что не так жизнь сложилась! Муж говорит, что очень любит, но такое ощущение, что любит своё чувство , а не меня, раньше изменял, а в оправдание говорил, что в жизни всё бывает. Доверительно разговаривать с ним не могу, потому что мнение отличное от его не верное. Как научиться любить себя? Как проработать детские травмы? Как разобраться откуда " Ноги " растут? Много всего читала, а сама всё равно не могу разобраться. Как поднять самооценку, как противостоять обидчику?
Автор вопроса: Нина Возраст: 54

На вопрос отвечает психолог Устян Каринэ Суреновна.
Нина, здравствуйте.
Чувствую за Вашими словами много боли, тяжесть невысказанных слов. Вы пишете, что не можете отстаивать личное пространство. Предположу, что у Вас есть представление о том, как это должно происходить, и об этом ниже напишу чуть подробнее. Но уже то, что Вы не миритесь с тем, что Вам не нравится, стараетесь найти причину, что-то изменить, на мой взгляд, тоже отстаивание личного пространства.
Нина, вернемся к отстаиванию личного пространства. Как Вы себе представляете этот процесс, что хотите получить "на выходе"? Прямо очень конкретно, с деталями, словами, эмоциями, мыслями, действиями представьте себе. Как Вы поймете, что отстояли личное пространство? Что почувствуете, когда достигнете желаемого?
В Вашем письме несколько раз встречается слово "вина". Вы чувствуете вину, если отказываете другим, вините себя за то, что не так сложилась жизнь, а муж "никогда ни в чем не считает себя виновным".
Ответьте себе, почему Вы должны помогать другим, что произойдет, если не поможете. Когда Вы решили, что Вы должны помогать?
По каким критериями Вы понимаете, что Ваша жизнь сложилась не так? Предположу, что это мысль появилась из сопоставления реальной жизни и некоторого представления о ней. Что стало причиной того, что Ваша жизнь пошла не так? Нина, если эту причину можно было устранить, повернуть время вспять, Ваша жизнь точно сложилась бы так, как надо?
Про мужа, который никогда не чувствует свою вину. Нина, что бы Вам хотелось? Чтобы муж чувствовал вину, чтобы разделил вину с Вами? Чтобы признал Вашу правоту, или что-то ещё? Это важный вопрос про Вашу настоящую потребность, которая сейчас не удовлетворяется. И ещё один момент - попробуйте посмотреть на мужа как на человека, у которого Вы как раз можете научиться не чувствовать свою вину. Это не значит, что правильно никогда не чувствовать свою вину. Это значит учиться различать, где есть Ваша вина , а где нет. Вы можете себя винить за то, что, например, обещали приготовить борщ, и забыли о своем обещании. А вот если Вы обещали приготовить борщ, но свалились с температурой, разве Вы можете винить в этом себя?
Это первое, что можно сделать для поднятия самооценки - перестать брать на себя вину за всё. Далее - посмотрите на свои достижения, свои реальные достижения. Похвалите себя за это. Если не знаете, с чего начать - дам обратную связь. Похвалите себя за то, что не являясь старшим ребенком в семье, Вы заботились о младшем брате. Похвалите себя за то, что будучи уже замужней женщиной, с семьей, получили образование, к которому стремились. Поблагодарите себя за то, что живете в браке с человеком, у которого непростой характер, и Вы всё ещё можете с этим справиться. Вы действительно молодец! Подумайте, сколько всего стоит за этими предложениями, сколько Ваших сил, способностей, потенциала.
Рекомендую Вам (если Вы ещё это не практикуете) вести дневник, в котором можно отмечать все (именно все) свои победы, большие и маленькие.
Учитесь говорить "нет", и главное, внутренне разрешите себе это делать. Начинать можно с маленьких вещей. Учитесь говорить "нет" и себе тоже. Например, нет, сейчас я не буду раздражаться. Или - нет, сейчас я не буду думать о своей обиде. В этом могут помочь упражнения из образной и телесной терапии. Также при помощи упражнений можно экологично выплескивать из себя обиду (Письмо гнева, или просто покричать в воду, в подушку). Это не решит проблему, но снизит напряжение в теле.
Как научиться любить себя? Нина, а как бы Вы хотели, чтобы Вас любили? Сделайте это для себя. Выделяйте время на свои потребности. И ещё такой момент - а за что Вы бы себя полюбили? И что Вам мешает это сделать?
Как проработать свои детские травмы? Рекомендую делать это только вместе со специалистом. Так же, как и понять, откуда "Ноги растут". Вы пишете, что много всего прочитали, но не можете разобраться. Это нормально, потому что часто сложно выйти за рамки знания о себе, о своей жизни, увидеть иначе. Психолог - это тот специалист, который поможет это сделать. Но это только часть терапевтической работы.
Нина, благодарю, что поделились историей своей жизни. Надеюсь, что мой ответ будет Вам в помощь.
Если возникнет желание пройти вместе со мной личную терапию, пожалуйста, пишите.
С уважением,
ваш психолог Каринэ