Как договориться с мужем о подарках? Я не люблю сюрпризы.

Вопрос психологу:
Как договориться с мужем о подарках? Я не люблю сюрпризы и предпочитаю получать в подарок то что мне действительно нужно. Каждый год на мой день рождения происходит какая то фигня. В этом году муж за 3 недели решил уточнить что я хочу на др. Мы долго рассуждали, сначала говорили про новый телефон, потом решили что для нас пока это дорого, отложим на след год. В этом году купим пуховик. Пуховик по моим меркам дорогой. По его тоже. Но дешевле телефона. Ок? Ок! За день до дня рождения приезжает муж с работы. Я просила его забрать заказы с вб и он в этот пакет еще засунул красивый пакетик из ювелирного магазина. В общем это сюрприз. Я открываю там браслет. Он говорит с наступающим др и радуется. Я, не ношу золото и серебро мне все это не нравится а тем более часы и браслеты мне все это мешает и неудобно и я ему это говорила, когда он дарил мне цепочку год назад. Я сказала спасибо. А пуховик? Он сказал купим, а это с наступающим. Ничего не стала выяснять в этот день. Просто сказала планы на завтра -как будем отмечать др. Поедем за пуховиком и потом в ресторан. Он кивнул а в глазах я увидела растерянность. Тут я решила узнать сколько стоит браслет. И мне стало плохо. Он стоит столько же сколько и пуховик. Ок думаю ну может денег заработал. На след день едем за пуховиком и в лифте он жалуется на сильные расходы в этом месяце. Я спрашиваю а зачем ты покупал браслет если мы договаривались на куртку? Он говорит: я тебя неделю назад спросил когда за курткой поедем ты сказала когда выздоровею. И я так понял куртка не нужна и решил устроить сюрприз. Дорогие психологи объясните мне, пожалуйста как он так решил зачем он так решил ? Куртку мы купили но у меня осадок уже третий день, мне стремно за его потраченные в пустую деньги, чувство вины и стыда. И непонимание, как можно так тупить в 40 лет!!??? Я у него несколько раз пыталась спросить почему, зачем он так сделал? Зачем потратил столько денег на ненужный сюрприз? В ответ только ор, что он больше вообще ничего дарить не будет и обижается, орет: дареному коню в зубы не смотрят! Я просто в шоке! Что это за ситуация???.. Договорись купить одно- он купил другое и теперь обижается, на то что я прошу не покупать мне золото потому что я его не люблю!!! Мне теперь и деньги жалко и обидно, что муж меня вообще не слышит и не понимает …
Автор вопроса: Alena Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Алена, добрый день.
Думаю, вся проблема – в коммуникации между вами. Один озвучивает просьбы, второй недопонимает, воспринимает по-своему и действует согласно тому, как понял или как сам придумал.
Также играет роль разная система координат в определении ценности и значимости подарка для родного и любимого человека. В Вашей системе – получать только запланированные, обсуждаемые и озвученные подарки, не копить ненужных вещей, не иметь сюрпризов, которые могут и не понравиться.
Возможно, что в системе мужа, день рождения – повод дарить неожиданные, дорогие подарки, сюрпризы, выбранные собственноручно, как-бы подтверждая значимость и важность своей жены, проявляя свою щедрость и любовь к ней таким образом.
Каждый думает и планирует, исходя из своей системы координат, может быть - из своего опыта, привычного поведения и т.д. Не исключено, что эти позиции супругов могут и не совпадать.
В этом на самом деле нет ничего страшного или слишком принципиального, чтобы превращать ситуацию в конфликтную, выяснять, кто прав, а кто виноват, привнося в отношения напряжение и раздор.
Ваша реакция на эту ситуацию подсветила несколько моментов в семейных взаимоотношениях:
- Ваше стремление тотально контролировать все происходящее в семье. В данном случае контролировать то, что касается крупных трат, выбора подарка, покупки нужных и важных вещей. Все, что не одобрено и не согласовано Вами – считается напрасно потраченными средствами, неправильным поступком.
- наложение ожиданий на поступки и поведение супруга, и разочарование, что он эти ожидания не оправдывает («как можно так тупить в 40 лет!!???»)
- присутствие не выраженной агрессии в отношении супруга, для выражения которой требуется весомый (для Вас) повод. Стремление сбросить напряжение и раздражение таким образом. Завышенные требования к супругу, категоричность.
- склонность делать глобальные выводы по единичным ситуациям («муж меня вообще не слышит и не понимает»).
Попробуйте ответить самой себе на вопросы:
- Есть ли у супруга право и возможность поступать по собственному желанию и стремлению, потратить часть денег на сюрприз для Вас? Возможно, если Вы действительно сами ведете семейный бюджет, Ваш контроль семейных трат выглядит довольно прагматично. Но таким образом Вы лишаете супруга инициативы, самостоятельности и стремления распорядится частью семейного бюджета по своему усмотрению.
- Допускаете ли Вы внутренне возможность «разрешить» супругу поступить неверно, «опростоволоситься», принимаете ли его таким? А себе можете ли такое позволить, принимаете ли себя, допускающую ошибки?
- Можете ли регулировать собственные реакции, не зацикливаясь, не возвращаясь к допущенным ошибкам снова и снова?
- Есть ли варианты разрешения этой ситуации мирным путем, не накаляя обстановку, а бережно и уважительно общаясь, договариваясь, либо не застревая на негативных эмоциях, единожды их отреагировав?
Возможные варианты:
* спокойно обсудить и договориться с мужем, что золотые украшения Вы носить не будете и сдать украшение обратно в ювелирный магазин, вернув деньги;
* объяснить супругу, что не любите золотые украшения и договориться преподносить сюрпризы другим подарком (если ему уж так хочется, чтобы подарок был сюрпризным моментом);
* составить список подарков друг другу на следующие дни рождения с возможностью супругу самому выбрать из предложенных вариантов, не уведомляя Вас (чтобы эффект сюрприза сохранялся), а также возможностью совместной корректировки этого списка со временем (ведь потребности могут меняться).
Алена, это важно в семье – учиться уважительно разговаривать, договариваться, предусматривая потребности и желания друг друга. Постарайтесь немного отпустить тотальный контроль над действиями супруга, предоставив ему некоторую свободу в своих решениях, не обвиняя и не предъявляя претензий. Взаимоуважение, соглашения в урегулировании возможных конфликтов и недопониманий, возможность отреагировать негативные эмоции экологичным способом для обоих - важные навыки в супружестве, которые не раз еще пригодятся.
Телефон и WhatsApp для записи на онлайн-консультацию: +79049884083.
С уважением, психолог Федорова Елена