Как растить детей в семье, где нет честности и доверия и даже уважения? Стоит ли сохранять семью?

Вопрос психологу:
В браке 5 лет. В начале муж был очень заботливым, нежным, хоть и не работал толком, и если работал, то закрывал свои старые долги. Толком не обеспечивал. Были ссоры. Когда сыну исполнилось полгода, ушел в первый раз. Я ему писала: возвращайся, что люблю. Приходил назад. Жалела, любила и была счастлива. Отец его от сердца умер, когда мужу было 10 лет. После смерти оставил большие долги, мать занималась только , что расплачивалась за мужа. Потом занималась молодой семьей старшей дочери. Поэтому я снисходительно относилась к их семье. Ведь я единственная дочь со счастливым детством.
Когда муж наконец устроился на постоянную работу, начал периодически нелестно отзываться о моих родителях. Мне было не приятно, но я прощала, пыталась оправдать своих родных. Купили потом квартиру, на П. Взнос я сама накопила. Была очень счастлива в принципе не смотря ни на что. Потом муж начал намекать, как можно спокойно жить, когда у детей такой ипотечный долг. Опять в очень грубом тоне отзываться о моих родителях, я оправдывалась, говорила, что мы сами должны решать свои проблемы, довел меня до истерики.
Я вышла на работу. Муж поначалу орал, что бросила ребёнка в 1г и 10 мес. Обижался, не разговаривал нормально, пока не кинула на досрочную в ипотеку. Заткнула его этими досрочками на полгода. Потом снова декрет. Ушел опять на месяц. (Всегда уходил к матери, она его очень жалеет) Обиделся, что мои родители взяли с его рук деньги за мясо, которое он сам вызвался купить. Позвала назад домой. Пришел через неделю весь обиженный. Долго отходил. Заставил меня платить ипотеку пополам. Избегал с моими родителями встреч целый год. Потом родила 2го. Просила купить мне машину на декретные деньги. Он отказался наотрез. Якобы все нужно в ипотеку. А машину родители пусть покупают. Отца было стыдно просить о помощи. Все бросила в ипотеку, боялась что если поступлю по-своему муж замучает меня упреками. Пока младшему сыну не исполнилось 8 месяцев, часто была у родителей с детьми, часто муж сам отправлял нас туда. Не мог выносить детские капризы. И мне было так легче, потому что помогал он мало с детьми, в сад не разрешал водить старшего якобы сад- то источник всего плохого. Ладно хоть свекровь приходила когда мне надо было.
За это время уговорил меня купить дом в ипотеку. Дом требовал немалых вложений. Пришел на помощь отец и финансово и физически. Помог запустить дом. Сделали ремонт. Все деньги от пособия ушли на ремонт и ипотеку на дом. Заселили квартирантов. Вроде бы все наладилось. Но…наш старший по моей вине ломает ногу. Муж замучил упреками в грубом тоне какие у меня родители и я соответственно не углядели за ребёнком. И вообще у моих родителей аура в доме плохая. Потом я поняла что зря делилась с ним всем, что происходит в моей жизни и жизни моих родителей. Эту информацию он потом переворачивает и упрекает меня, обижает сильно. Сказала, что мне больно. Зачем говорить плохо о моих родных? Он молчал. Говорил лишь, что хочет, чтоб мне было больно.
Ушел опять. Оставил одну с детьми и сломанной ногой, сказав решай сама свои проблемы. Для меня это было предательство, я поняла, что у меня нет мужчины ( хотя раньше старалась отогнать эти мысли и оправдать его). Пока отсутствовал финансово никогда не помогал, сказал подавай на развод и забрал последние деньги. Через месяц сам пришел. Извинялся, клялся, что больше не обсудит моих родных. Подарил дорогущее кольцо, которое я не могла принять, т.к. считала, что мы не в том финансовом состоянии, чтоб разбрасываться деньгами на дорогие подарки и вообще не верила, что он не в долг купил. Умолял поверить на слово, а я просила составить брачный договор, в котором хотела указать, что при разводе дети со мной остаются и квартира, а дом ему. На что он сказал, что все отдаст, только поверь без договора. Еще Принёс деньги, сказал чтоб отцу передала за помощь по дому.
Идиллии хватило на месяц…. Перестал пускать в деревню к родителям с детьми. Его мать дала деньги ему на машину (думаю что кредит оформила)и он видимо ждал что мои тоже дадут. А я своим строго запретила это делать. Он начал беситься, ходил злой, агрессивный, говорил зачем деньги отдала отцу, они тоже такие бессовестные приняли деньги. В агрессивной форме перестал пускать к родителям с детьми. Был скандал. Начала собирать вещи, Хотела уйти и забрать детей. Детей он не отдал. Орал, материл, говорил, уходи сама, а Детей, что отсудит, что мои родители плохие не помогают. Я очень сильно испугалась, стала его бояться, замкнулась. С тех пор не могу с ним спать, смотреть без отвращения. Из-за того что упрекал деньгами, сказала, что отдам кольцо, чтоб сдал в ломбард. Он согласился. И втихаря передал кольцо сестре, которая не хочет с ним общаться. ( она в свое время сильно помогала ему, а в конечном итоге, он наорал на нее очень сильно и унизил) Потом я узнала, что кольцо в долг купил. Но молчу. Смотрю только как врет в глаза. Недавно до меня дошло, что он манипулирует детьми. Когда я отказалась из-за всех обид делать ему липовую страховку осаго, в грубой форме встрял в разговор со старшим ребёнком, я грубо ответила, и он взорвался, начал материть и выгонять словесно из дома при ребёнке, орал, что заберёт документы из сада и вообще разнесет этот сад, что ребёнок (4года) должен дома сидеть. А потом я подошла как раньше первая мириться , сделала ему страховку ,и он успокоился и про сад нормально стал отзываться опять. К родителям так и не пускает с детьми. А я боюсь уехать, что устроит скандал .
Я поняла, что во избежание скандалов нужно молчать, делать все, что говорит, помогать, прощать всю ложь, и самой не раскрывать душу, чтоб больно не было от упреков. Только как растить детей в семье, где нет честности и доверия и даже уважения?
Как забыть все обиды? И стоит ли? Ведь ранее я всегда все прощала, а стало только хуже.
Я уже понимаю, что такое поведение мужа плохо скажется на детях. Но боюсь скандалов, боюсь будет преследовать, если уйду или продам на развод, не хочу чтоб дети слышали все эти склоки и ссоры.
Автор вопроса: Алла Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Русакова Анна Сергеевна.
Здравствуйте, Алла. Благодарю за подробное описание ситуации.
Для начала ответьте себе на несколько вопросов. Представьте, что вы оставили всё как есть начали подчиняться мужу и слушать его, чтобы дети не тревожились. И живёте так, год, 3 года, 5 лет, 10 лет. Опишите примерно, как себя чувствует ваш муж, дети, как себя чувствуете вы. Есть ли в семье достаток, хорошо ли в ней живётся, хочется ли возвращаться домой после работы.
Теперь рассмотрите другой вариант решения вопроса. Представьте, что вы сделали это. И прошел год, 3 года, 5 лет. Как вам живётся? Как себя чувствуют дети? Как себя чувствуете вы?
Представьте какие ещё варианты решения вашего вопроса могут быть. Представьте что будет после вашего решения в перспективе: через 3 года, 5 лет и т п.
После этого небольшого мысленного эксперимента думаю много станет понятно.
Теперь о текущей ситуации. В каждой семье есть правила, которые устанавливают члены семьи и не важно обсуждали их или нет. Если не обсуждали, то эти правила все равно действуют, но не гласно. Какие правила у вашей семьи? Что решаете вы, что муж?
Кто зарабатывает деньги, кто решает куда их тратить? Кто решает с кем можно а с кем нельзя общаться членам семьи? Кто решает кому помогать а чью помощь принимать? Опишите себе правила своей нынешней семьи. Как они вам? Если что-то не устраивает, значит нужно заново договариваться с мужем о правилах и правила должны быть действительны для всех. Можно даже записать их и скрепить подписями. Предусмотреть что будет за неисполнение правил.
Ещё важно узнать какое будущее вы и ваш муж видите у вашей семьи, совпадает ли у вас видение будущего если не совпадает, то в чем, попытайтесь найти точки соприкосновения.
Семья и отношения это постоянный компромисс, но на него должны идти оба партнёра.
И касаемо последнего абзаца, если вы решите уйти, то первое время будут ссоры и склоки, но рано или поздно всё закончится и придёт в норму. Перед принятием решения рекомендую проанализировать текущую ситуацию. И ответить себе на все вопросы из моего текста.
Не теряйте себя. Обнимаю.