Вернуться ли к мужу, дать ли второй шанс? Он абьюзер, пил, бил и скандалил.

Вопрос психологу:
Добрый день.
Мне 36 лет, я в браке 17 лет, с супругом 18 лет вместе. Двое детей 16 и 6 лет.
2 месяца назад я забрала детей и ушла от мужа. Он абьюзер, я этого не понимала, пока последний пол года стали просто невыносимыми и я не стала читать про это.
Абьюз сначала я не видела или, возможно, я этого не замечала (была юна, когда только начали встречаться) да и что это такое не понимала. Муж не всегда был таким, как стал в последние года (3 года по нарастающей он начать звереть и пить 4-5 дней пьет - 2 дня нет, потом снова.
Устраивал мне эмоциональные качели, скандалы с «медовым месяцем», он мог ударить, говорил страшные слова о физических расправах. Все это слышали дети. Начал сильно нарушать мои границы.
Пить начал, как я думаю, из-за своей нереализованности, как мужчина, как добытчик, как глава семьи. Я с юности многие финансовые вопросы тащила на себе, были периоды, когда он брал эту обязанность, но эти периоды совсем малы.
Тут я виню себя, что его жалела, пыталась помогать, а в итоге взваливала на себя почти все финансовые задачи семьи.
И как следствие, не стала считаться с его мнением, решать многое сама. Он говорит, что не чествует себя мужчиной в доме, не видит уважения от меня.
Я его прямыми словами или действиями никогда не унижала, как мужчину - возможно мое поведение он воспринимал по другому. Его воспитывала одна мама, которая не давала ему любовь, а больше говорила, что он плохой мальчик, непослушный, наказывала его и как- будто он виновато, что ее жизнь не сложилась.
После каждого скандала или запоя мы проговаривали спокойно, что я начинаю охладевать к нему, что я перестаю его любить и еще вот-вот и я уйду от него. Я предлагала много раз ему развод. Он отказывался.
После скандалов, когда он выплескивал весь свой негатив, то был нежным заботливым мужем. Он не скупой, всегда приносил домой вкусняшки и мне и детям, любил нас порадовать чем-то. То есть нормальный муж, отец, но как-только накапливал негатив, то алкоголь - скандал - и звериное агрессивное поведение.
После очередного его запоя (я все эти дни его запоя, как на пороховой бочке прожила, так как знаю, что он пьяный из-за мелочи может выйти из себя и устроить скандал или ударить, схватить за руку, толкнуть) я решила бежать.
Мой уход оказался очень шумным, в ту ночь было всё: и охрана и милиция и скорая, но утром я разбудила детей и мы ушли.
Начались звонки от него, просьбы вернуться и то что без нас он не может жить.
И только после этого кошмара он осознал в какое чудовище он превратился.
Сейчас мы встречаемся, разговариваем и ругаемся (ругаемся, так как пытаемся достучаться друг до друга, чтобы проработать то, что не слышали ранее, пытаемся расставить границы).
Меня качает с принятием решения. Он говорит, что многое осознал и готов работать над собой (сейчас уже в ссорах не повышает на меня голос, контролирует себя), чтобы стать здоровой семьей. А меня захлестывают прошлые обиды, я не могу довериться ему, чувствовать себя с ним в безопасности.
Как понять: могут ли действительно люди меняться? Или это временный эффект?
Автор вопроса: Юлия Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Юлия, здравствуйте!
Благодарю Вас за обращение и вопрос.
Юлия, Вам по любому тоже нужна реабилитация! Вам важно восстановить себя, свое состояние и спокойствие. Вы нужны детям! Если дети были свидетелями очень некрасивых и тем более агрессивных сцен, то реабилитация нужна и им. Есть смысл обратиться к психологу.
Вам бы я еще посоветовала прочитать про треугольник Карпмана: когда люди любят играть в эту игру (особенно это практикуется в семьях алкоголиков и наркоманов): жертва - агрессор - спасатель. Каждый участник этой игры ходит по треугольнику (как замкнутый круг), переходя от одной ролик к другой, т.е. попеременно играет каждую роль. Важно перестать играть, перестать от слова совсем. Перестать быть спасателем, жертвой и агрессором. Я не буду здесь очень подробно расписывать - Вы и сами сможете все найти.
Про детей. Какой пример они видят перед глазами? Какие чувства испытывают при таких ситуациях? Часто взрослые при своих разборках забывают про их чувства. А ведь это может травмировать детей. Вам важно проговорить с детьми про их чувства. С более взрослым ребенком можно откровенно разговаривать (очень важны доверительные отношения, основанные на уважении...). С маленьким можно порисовать.
Вы не написали, как долго вы уже не живете вместе с мужем и как долго он не пьет.
Люди могут меняться, но не быстро и при условии, что сами этого хотят и прикладывают к этому много усилий.
Если Вы не готовы возвращаться, а судя по Вашему письму, я не вижу готовности. Действительно много претензий и обид, то именно сейчас не стоит этого делать. Вы можете общаться и наблюдать. Он может общаться с детьми, чтобы они не чувствовали себя брошенными. Почаще говорите им, что оба их любите.
Юлия, это Ваша жизнь и решать только Вам!!!
Вы сами пишите о нем, как о чудовище (не факт, что так), как об абьюзере (не факт, что так). НО! Вы его таким считаете. При таком его восприятии какую вы ему даете обратную связь, какую реакцию, какой посыл? Вы пишите, что он вспомнит. А Вы забудете?!
Вы сами пишите, что ругаетесь и не можете достучаться друг до друга. Так может начать с этого? Разводиться не обязательно. Но можно временно пожить отдельно и научиться общаться. Вспомнить за что вы полюбили друг друга, за что вы можете быть благодарны друг другу. Важно научиться слышать друг друга, понимать и принимать, но не спасать.
Важно понять, где эмоции, а где факты. Насколько у него есть зависимость от алкоголя? какие физические травмы он наносил? абьюз это только его, или совместное.
важно понять насколько оба готовы меняться, прощать.
Ну и главное - это фактическое осознание и изменение, а не просто слова. Очень важно обсудить и принять новые правила совместной жизни. Точно не торопитесь!
Я желаю Вам равновесия и семейного счастья.