Бабушка лезет в мою жизнь. Помогите найти способ отстоять свое личное пространство.

Вопрос психологу:
Наталья, 22 года, не замужем, детей не имею. Проблемные отношения с бабушкой были с детства. По типу темперамента она ярко выраженный холерик, по профессии учитель. Она долго была мной уважаема и ее слово - авторитетным, несмотря на уже тогда имевшие место быть разногласия: чуть что не по ее, моментально взрывалась, и в лучшем случае нарочито громко топая пятками закрывалась, не менее тихо хлопая дверью. Могла сказать такие слова и в таком тоне, что моментально доводила до слез. Поэтому стараясь избегать этих вспышек ярости, ей не перечили. Но со временем все больше и больше открывались ее лицемерность (ее правильно охарактеризовать именно религиозным, а не верующим человеком, интересуется чем-то лишь из-за своего любопытства, и отчасти желания позлорадствовать, если кто-то живет не по ее уставу, и особенно если у такого человека не все идет как по маслу) сплетничество и эгоизм, много неприятных реплик, которые задевали за живое, было сказано ей в мою сторону.
Я понимаю что это несчастный человек с больной душой и также не лучший специалист в своем деле (она утверждает обратное), если зная мой психологический портрет (флегматико-меланхолик), она как будто нарочно делала многое, чтобы усугубить мои проблемы. Сначала подсадила на бисероплетение, расхваливая и восхищаясь, а потом оказалось, что она так говорила лишь потому, чтобы еще крепче прицепить меня к дому (я и так под ее впечатлением шарахалась от тех, кто если бы курил, матерился, пошло шутил, и вытащить меня на улицу даже просто погулять рядом с домом было проблематично), и что на самом деле она считает это хобби несерьезным.
И классика, что любой успех это исключительно помощь высших сил, любая неудача - опять же воля высших сил и значит сама недостаточно умная (она так и сказала, мол я недостаточно умная для вуза, не потянула бы учебу там), это все еще более подрывало уверенность в себе и своих силах.
Я пробовала отпустить обиду, в итоге пришла к выводу что это человек с больной душой, а значит его можно только пожалеть, но не обижаться. Но основная проблема в том, что мне 23 года, а на меня по прежнему имеет влияние не любящий, чужой и лицемерный человек. Что я не могу прямо ей высказать все накопившееся, она вывернется, использует религию и цитаты себе в оправдание, все перевернет как ей удобно, но вывернется. А сказать к примеру что я атеист, просто для того, чтобы она не использовала свою аргументацию, тоже нельзя, будет скандал всех скандалов и она тогда совсем не отстанет. Я вздрагиваю от возможности, что мне еще хоть раз придется говорить с ней, что она опять будет лезть в душу с провокационными вопросами. Спасает то, что живем в разных городах и на данный момент она не знает мой номер, связаться могут только через отца с ней. Я бы хотела отстоять свое право на личное пространство, ответить бы ей так, чтобы без грубости и хамства, но осадить, показать ей что пусть она и религиозный человек, но это не делает ее зам.и.о.Бога на земле, чтобы вершить чьи-то судьбы, когда как и свою она благополучной сделать не смогла, но смогла создать лишь видимость благополучия. К примеру ни с кем она сама добром ужиться не может мирно и спокойно. И к примеру почему я называю ее именно религиозной, один из примеров: когда я жила с молодым человеком без росписи она всем мозги выедала, чтобы нас поженить. Даже после слов батюшки, сказать один раз и не лезть, она ослушалась его, все равно названивала и лезла. А в Православии очень важный аспект - послушание. Это один из примеров как она использует религию чтобы казаться лучше и чтобы иметь влияние, перевернуть все с ног на голову но оправдать себя.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Голодова Альмира Миралиевна.
Здравствуйте, Наталья!
Вы описываете бабушку, как ярко выраженного холерика, да еще учителя. У некоторых учителей бывает перенос профессии на домашних: обучение и воспитание всех и вся, причем, как им кажется, что только им это подвластно. У них может не складываться личная жизнь, множество личных проблем, но они все равно гуру. Им кажется, их миссия постоянно оказывать помощь, даже если не просят. Это называется деформацией личности.
Безусловно, было время, когда бабушкино слово для Вас имело вес. Влияние бабушки на Вашу меланхоличную натуру тоже взрастило в Вас некоторые мешающие черты: тревожность, страх высказать свое мнение, чувство вины.
● Вы называете бабушку "не любящий, чужой, лицемерный человек". Поразмышляйте, каким образом она имеет на Вас влияние? Через какие каналы она достает Вас? Оградите их от вмешательства.
● Представляйте себя ВЗРОСЛЫМ человеком, которому 22 года. Это маленькая инфантильная девочка вздрагивает перед возможностью встретиться с бабушкой. Это она боится сказать твердо о своем намерении, о своей точке зрения. 22-летняя Наталья знает, чего хочет.
● Научитесь говорить "СТОП"! Если Вы не хотите слушать, если Вам это не нравится, не подходит, ТВЕРДО говорите "СТОП", мне это не надо и уходите.
● Находите любые приемлемые способы для выхода негативных эмоций. Прорабатывайте чувство вины, страхи. Проявляйте себя в творчестве.
●Вы живете в другом городе, Вашего номера у бабушки нет, связываетесь с ней через отца, когда ХОТИТЕ. Зачем ее осаживать? Это БЕСПОЛЕЗНО! Наталья, живите и наслаждайтесь!!!