Я порчу жизнь мужу и маме.

Вопрос психологу:
Год назад я вышла замуж за любимого человека. У мужа родная мама умерла давно и у него мачеха. Первые полгода она придиралась ко мне по всякой мелочи по хозяйству так еще и маме постоянно высказывала эти мелочи. Маме моей это тоже надоело и она сказала раз я им не устраиваю то пусть меня выгоняют и другую находят, а мы ей т.е. мне квартиру снимем и будет отдельно жить. Так эта мачеха все перевернула и мужу моему не знаю как сказала, так он теперь думает что моя мама хочет нас развести.
Мы с мужем почти никогда не ссорились. Недавно я с мамой когда разговаривала так о том о сем, нечаянно проговорилась что у нас здесь происходит, хотя я всегда рассказываю. А моя мама моим братьям тоже рассказала. И вот причиной ссоры с мужем было то что, мама должна была приехать и я мужу сказала что она не приедет, потому что каждый раз как она от нас уезжает плачет и нервничает постоянно, от того что ей что то не то сказали, или я как то не так посмотрела или еще что-нибудь. Так после того как я это мужу сказала, он начал меня выгонять с вещами обратно домой, маме позвонил сказал что выгоняет вашу дочку, братьям моим позвонил. А кто то из моих братьев в ходе этих разговоров и высказал то что я когда то маме сказала, то что у нас дома происходило. Получается я разглашаются то что другим знать не обязательно, это правильно что я виноватой оказалось. Муж маме высказывает что она добилась своего что нас разлучила. В итоге ладно все наладилось кое как. И я потом разговор послушала как мой муж мачехе по телефону сказал что как женился у него вся жизнь наперекосяк стала. Я это тоже проглотила ладно.
Целый год как я живу у мужа я не могу спокойно поехать и навестить своих родителей. Тем более когда я родила сына, то они тоже хотят немного его понянчить. Я им пообещала что приеду сегодня, но не получилось, потому что у мужа денег нет на дорогу. Я этого маме сказать не смогла, а сказала что малышу нездоровилось. После этого мама начала меня забрасывать смсками что я очень плохой человек мягко говоря и т.д. в этом роде.
Автор вопроса: Малика Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Малика!
Семья – это место, где каждый из нас ищет душевной радости, близости, место, где нас принимают и понимают, где мы можем удовлетворять свои бытовые, психологические и личностные потребности, где хотим ощущать себя небезразличными другим и чувствовать себя защищенными от всех неприятностей, с которыми можем столкнуться в жизни.
Семья – это место, где мы становимся собой, учимся взаимодействовать с окружающим миром, реализовывать свои потребности и удовлетворять свои желания.
Очень важно, что на первых порах жизни это именно то место, где мы понимаем значение границ как своих так и чужих и учимся их строить и защищать.
И все же, как бы хорошо на не было в границах своей первой семьи, приходит время, когда возникает желание строить партнерские отношения с теми, кто в нее не входят, с другими людьми, в том числе и для создания новой семьи.
В этот период желание близости с теми, кто уже давно и прочно входит в представление о семье, сменяется желанием расширить этот круг и отдалиться от родных людей, отгородиться от привычных контактов, чтобы сосредоточить свое внимание на тех, кто стал новым центром внимания, новым смыслом в жизни, новыми планами для реализации в ней. И тут очень важно то приобретенное умение строить, понимать и защищать свои границы от посягательств на них других, пусть даже и очень близких Вам людей.
Это хорошо, когда семейные традиции передаются из поколения в поколение! Но это совсем не значит, что построенные единожды схемы взаимоотношения между членами старой семьи и вновь вошедшими в нее остаются догмой, не подлежащей пересмотру. Все-таки каждый новый член, как и каждая новая семья имеет право привносить в семью и понимание происходящего в ней свое видение, устанавливать свои традиции, менять старые правили на новые или выстраивать новые взаимоотношения с прежними участниками семьи.
И вмешательство в этот процесс творчества между людьми, решившими создавать свою семью и свои отношения иногда приводят к печальным последствиям. А связано это в первую очередь, с нежеланием некоторых родственников признавать новые границы в таких отношениях, в попытках сохранить свое прежнее влияние на тех, кто, по сути, уже не является зависимым от них и может самостоятельно принимать решения в вопросах выстраивания семейных отношений.
Так очень часто, неудовлетворенность свекрови или тещи невесткой или мужем дочери, приводит к нарастанию конфликтов в и так не особо стабильной системе новой семьи. И не важно, что родителями движет желание защитить своего ребенка от посягательств чужака, от непомерных требований, которые могут предъявлять к нему другие родственники новоявленного члена семьи. Результатом может быть недовольство друг другом, иногда совершенно необоснованное, зависящее от постороннего влияния, но проявляющееся между партнерами.
И, помимо вмешательства родственников, причина может быть в нежелании или неспособности участников новой семьи всерьез взять ответственность за происходящее между ними только на себя, самим заняться выяснением того, что же не удовлетворяет их в этих отношениях и как сделать так, чтобы устранить неудовольствие между ними.
Для этого, конечно, нужно говорить. И говорить не с позиции обвинений друг другу, упреков или переваливания ответственности на других, а с позиций понять друг друга, услышать другого и попытаться выработать единую линию поведения для защиты собственной позиции перед другими родственниками.
Наверное, это бывает трудно сделать не только в семьях, в чьих традициях мнения старших подлежит не только уважению, но и беспрекословному подчинению, но и в тех семьях, где это не является нормой, а всего лишь дань уважения тем, кто нас вырастил. И тем не менее, умение строить границы и их защищать очень необходимо в этом случае. А в этом случае, границы могут выстраиваться общими усилиями членов новой семьи. И здесь очень важно, готовы ли партнеры объединить свои усилия в этом, понимают ли такую необходимость и готовы ли к трудностям, с которыми им придется столкнуться. Ведь противостоять придется тем, кого любишь и уважаешь. И защищать тех, кто дорог и важен.
А вот важен ли партнер в этом случае для другого, насколько ценно для него желание быть с ним, строить свою семью, создавать свой мир для других ее участников, это и будет теми самыми важными вопросами, ответы на которые помогут разобраться в происходящем и двигаться дальше.
И только ценность друг друга, желание быть вместе несмотря ни на что помогут пройти этот нелегкий путь в отстаивании своего права на свою семью и счастье в ней в том виде, который видится ее участникам. И очень может быть, что ценности, в которых выросли сами партнеры станут такими же важными и необходимыми и в их новом творении, которое сейчас просто нуждается в защите от посягательств на нее извне.
Не ссорятся только те, кто ничего не испытывают друг к другу. Но любая ссора лишь возможность понять свои чувства к партнеру и их ценность. И если эта ценность велика, то найдутся и способы сохранить отношения между ними, защитить от нападок построить новые схемы отношений с теми, кто продолжает быть важным в ваших жизнях. Но без этого, без понимания для чего вы стали семьей и как бы хотели ее развития, не будет понимания что же делать в сложившейся ситуации.
Поговорите друг с другом. Проймите, что и кто важен друг для друга и в вашем окружении. Постарайтесь услышать и понять друг друга и объединить свои усилия, если они необходимы или признать необходимость двигаться каждый своей дорогой, если и такое станет понятным. Лучше идти рядом с тем, кто понимает и разделяет твои интересы, чем с тем, кто точно не протянет руку помощи, когда в этом будет необходимость.
С уважением, Елена Гладкова