Как защитить подростка от агрессии взрослых?

Вопрос психологу:
Девочка подросток регулярно подвергается агрессии со стороны родственников. Родителей, теть и дедушки. Все недовольны ее поведением и считают ее хамкой и лентяйкой. Да, она непростой человек, но не на столько, чтобы на нее орали. А орут сильно. При этом поливая самыми негативными словами и намеками на то чтобы она съехала. Отец не защищает. Как помочь ей, если возможности увезти ее или содержать у меня нет. Со своей стороны я выслушиваю стараюсь дать советы, но мы разные характерами и мои методы борьбы с обидой и гневом ей не подходят. Плюс она подросток. Постоянно слушать негатив мне тяжело, а ситуация в нашей семье такая, что на нее его все время обрушивают и она с ним приходит ко мне, а я не знаю как ей помочь? Чем? Ведь одной поддержки мало. Жить в таких условиях ей крайне тяжело. Я переживаю как бы она чего с собой не сделала. Она толковая девочка готовая к контакту. И я не знаю чем вызывает столько гнева у родни. И ладно если бы это была просто травля "ты ничто" с этим я знаю как ей помочь, а вот с агрессией в ее адрес я без понятия как справится, так как мы все живем своими жизнями и близких отношений по сути между нами нет -молодыми и старшими. Мой отец очень вспыльчивый и в моменты гнева способен разнести все кругом и когда она его выводит он люто на нее кричит. Честно меня это вводит в состояние жуткой растерянности так как повод чаще всего вообще незначительный, а реакция такая будто она ему всю жизнь портит. На меня он так в жизни не кричал. Я сама боюсь таких криков и прям закрыть собой не могу ее, хотя раньше мне удавалось. Но это тогда сильный конфликт между мной и отцом. Хочу как-то гармонизировать атмосферу в семье и защитить подростка от гнева родственников.
Автор вопроса: Лиза Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Лиза, даю обратную связь по вашему письму. Из него следует, что родители, тети и дедушки - все недовольны поведением девочки, причем не просто недовольны, а высказывают это недовольство в агрессивной форме в виде крика и различных негативных слов, оскорблений.
Девочка – подросток, сколько ей лет?
Вы стараетесь ее поддержать, но не знаете как: ваши методы работы с обидой и гневом ей не подходят.
Что делать?
Из письма непонятна причина агрессии на ребенка. Вы говорите, что у девочки непростой характер, но девочка толковая, идет на контакт. Об остальном приходится только догадываться.
Вы хотите гармонизировать обстановку в семье и как-то помочь девочке.
Чтобы понять как гармонизировать обстановку в семье, нужно определить для начала цели всех ее участников.
1. Почему на девочку кричат, орут как вы говорите, чем она вызывает гнев и раздражение?
2. Если девочка уедет, предположим, будет ли в семье гармония?
Конечно, по письму сложно понять, что происходит в семье, и психолог, обычно ведет работу со всеми членами семьи, а не только и не столько с девочкой.
В психологии есть такой феномен «козел отпущения» в семье. Склонна предположить по описанию, что девочке отведена эта роль.
Что эта за роль?
«Козел отпущения» всегда и во всем виноват. На нем срывают гнев и раздражение, при этом, если бы его не было в семье, то членам семьи было бы не очень хорошо.
В любом случае, если ребенок ведет себя не очень хорошо и не слушается, то это значит в семье что-то не то происходит. В таком случае «козел отпущения» вызывает огонь на себя, разряжает обстановку, все прокричались на него, объединились вокруг этого раздражения и чувствуют, что выполнили свой долг в воспитании. Ребенок же в таком случае испытывает гнев и раздражение, обиду, но и, в то же время, это внимание, пусть и в такой негативной форме, ему тоже нужно, потому что не хватает Любви!
Ребенок словно кричит о любви, и все его поступки, которые могут раздражать вызваны этим.
Прежде всего спросите себя: что вы можете сделать? Я не могу советовать поскольку не совсем понятна ситуация.
По сути, есть какая-то проблема, конфликт между членами семьи, но негласно словно все договорились ее не замечать, а объединяются против подростка, словно все беды от него. И подросток начинает подыгрывать, таким образом он спасает ситуацию в семье. Конечно, все это противоестественно и для семьи и для подростка!
Чем это может грозить семье?
Возможны негативные варианты развития событий:
Суицид, уход в болезнь, психические заболевания, тунеядство, зависимости.
Угрожает ли данная обстановка в семье жизни ребенка и его здоровью? Если да, то:
можно обратиться в социальную опеку, потому что интересы ребенка в семье должны быть на первом месте: его безопасность, здоровье в том числе и нервно-психическое и развитие. В данном случае, это нарушается!
Рекомендую срочно обратиться к психологу, пока можно исправить ситуацию, для личных консультаций.
Можете позвонить на телефон доверия по номеру 8 800 2000 122
Буду рада, если удалось вам помочь, а также благодарна за обратную связь, можете оставить комментарий или отзыв на сайте.