Как вести себя с сестрой-подростком?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня беспокоят в последнее время отношения матери и сестры. Сестре 13 лет, трудный возраст. У них с матерью постоянно ссоры. Сейчас дошло до такого, что они не разговаривают вообще. Сестра грубит матери, не слушает и не слышит её вообще. Но на то есть причины. Мать вообще ничего не понимает в воспитании. Надо было с самого рождения уделять этому вопросу много внимания. Теперь она постоянно жалуется мне на сестру и просит поговорить с ней, т.к. я старше. В общем, хочет всю грязную работу свалить на меня. То есть мать будет продолжать оказывать давление на ребёнка, а я должна буду поговорить с сестрой. Мать думает, что ребёнок родился и сам по себе воспитается хорошим человеком. Обязанность родителей только кормить ребёнка. Но и тут всё не так гладко. У сестры проблемы с лишним весом. Дело не только в неправильном питании, но и в генах отца. Мать постоянно критикует внешность и вид сестры. Порой запрещает ей есть, думая, что если человек полный, то ему есть вообще не нужно. Мать пожинает плоды своего воспитания. Всё воспитание всегда сводилось к крикам и злостью из-за любой мелочи. Также и рукоприкладство было. Сейчас она побаивается бить сестру, т.к. та может и сдачи дать. И нажаловаться родственникам по отцовской линии. Но она всё равно не видит других способов, кроме как ударить ребёнка. Думает, что это чем-то поможет. На самом деле она только усугубляет ситуацию. Она сама виновата в том, что сестра не уважает её. Порой я тоже ненавижу мать. Она не понимает, что мы хотим нормального отношения к себе, понимания и уважения. Ладно я переживу, я уже взрослый человек. Но сестра - подросток. Подростки ищут тех, кто может их понять. Дома сестру никто не понимает, меня нет, ибо я учусь в другом городе. В итоге сестра постоянно уходит из дома после школы и гуляет с друзьями допоздна. Хотя много раз ей говорили, что гулять до 10 вечера опасно. Но из-за постоянных нападок матери ребёнок не хочет возвращаться домой. Ещё сестра в компании своих сверстников начинает покуривать и на в дни рождения подруг отмечать. Для меня это было шоком. Но этого следовало ожидать, потому что мать подаёт плохой пример ей. Сама курит и часто выпивает. Не понимает, что дети хотят нормального отношения к себе. Хотят видеть родителей трезвыми. Неуважение из-за пьянства как раз-таки. Я не знаю, как подойти к этому вопросу и объяснить сестре, что не надо губить своё здоровье и надо взяться за ум. Знаю, что надо спокойно поговорить. Но вдруг меня никто не станет слушать... И даже если она послушает, то мать всё равно доведёт сестру до того же самого. Мать не понимает своих ошибок, гнёт свою линию и изменить своё отношение не хочет. Ещё и отчим вносит ложку дёгтя. С каким-то презрением относится к сестре и ко мне, т.к. мы дети от предыдущих браков матери. Меня напрягает это пренебрежительное отношение. И бесит, что во всех грехах мира у него всегда виновата моя сестра. И то, что на сестру приходится тратить деньги, его напрягает, это видно. И то, что она много ест. Конечно, она будет есть много. Ребёнок толком не ест, потому что целый день гуляет на улице. Потому что не хочет возвращаться домой, где мать постоянно агрессивно себя ведёт. И поздним вечером наедается. Также подросток хочет выглядеть хорошо, начинает пользоваться косметикой. И мать на неё кричит из-за этого. Ну стыдно ребёнку носить какие-то поношенные вещи. Сверстники засмеют. Быть белой вороной в компании никому не хочется. Мать не понимает этого. С ней разговаривать - как об стенку горох. Не исправится. Поэтому придётся мне как-то повлиять на сестру. Но вот как? Какие действенные методы нужны, чтобы завоевать доверие подростка? Для меня очень важно, чтобы у сестры было хорошее будущее и счастливая жизнь.
Автор вопроса: Катерина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Катерина! Огромного уважения заслуживает ваше бережное отношение к младшей сестре и желание ей помочь. Вы абсолютно верно понимаете, что ваша мама вряд ли изменится. По крайней мере, до тех пор, пока она сама не придет к мысли о необходимости каких-либо изменений в своем поведении.
Что можно сделать сейчас? Своими поступками и словами показывать сестре, что Вы рядом (причем, это не зависит от фактического вашего места нахождения, а, скорее, от готовности поддерживать сестру), что Вы на ее стороне.
Все то, что Вы написали здесь - Вы можете в доступной форме донести и до сестры. Можно сказать ей о том, что маму не изменить, что Вы искренне переживаете за то, как складывается ее жизнь, беспокоитесь о ее безопасности. Рассказывайте и о себе, о своей жизни - это побудит сестру к открытости. Если разговор будет принимающим, поддерживающим, без нотаций, то есть шанс, что сестра Вас услышит и между вами возникнет еще большее доверие.
При доверительных отношениях у сестры не возникнет ощущения какой-то угрозы, ощущения, что Вы руководите ею и хотите "прогнуть" ее под себя. И тогда ненавязчиво Вы сможете обсуждать с ней жизненные ценности, ее желания, цели, возможное будущее, мягко давать ей какие-то рекомендации, что в конечном счете будет влиять на ее отношение к жизни, поведение, выбор круга общения.
Старайтесь отмечать "зоны успешности" вашей сестры: ее задатки, склонности, способности. Говорите ей о том, как это можно развивать: например, узнать, какие бесплатные студии, секции есть в городе, где ваша сестра проживает. куда она могла бы записаться. Или, например. освоить интересное направление самостоятельно, по информации в интернете, видеороликам на YouTube.
Каждому человеку важно знать, что он кому-то нужен, что он любим. Когда эти важнейшие потребности не удовлетворяются в семье, то подростки идут туда, где их понимают и принимают, находя, зачастую не самые благополучные с точки зрения поведения, компании сверстников.
Желаю Вам достичь полного доверия и взаимопонимания с вашей сестрой! Ведь эта связь двусторонняя, не только у сестры появится ощущение любви, надежности, но и Вы будете знать, что точно есть человек, которому Вы дороги - ваша сестра.
С уважением,
Виктория.