Сын хочет петь, а муж против!

Вопрос психологу:
Здравствуйте!!!
Есть у меня сын, ему сейчас 16 лет. Очень добрый и воспитанный мальчик, скромный, постоянно читает научную фантастику, у него этими комиксами, книжками, сувенирами все полки в комнате заставлены. И вообще любит он всякие штуковинки своими руками делать, звездолеты-космолеты чуть ли не каждый вечер собирает, и я с ним под шумок иногда не прочь в детальках поковыряться посидеть. Красотищу такую иногда собирает - золотые руки у человека! И самое главное - сынок очень любит петь! Он у нас с сада музыкальным растет, в школу художественную правда не ходил, но всегда если музыку свою слышал то подпевал, и на праздники когда маленький был перед бабушками дедушками всегда выступал с песнями. Когда старше стал как-то забыли мы про это. Но однажды прихожу с работы пораньше, у них тогда каникулы были, а у нас свет отключили пришлось домой всем идти. Так вот, захожу я значит домой, снимаю обувку, и тут слышу - сын из большой комнаты чуть ли не соловьем заливается!!! Такие трели выдавал, что у самой аж волосы дыбом подскочили. Тихонько подошла к двери, смотрю - стоит сына посреди зала, напротив зеркала и поет какую-то песню иностранную. Причем видно, что старается, и в ноты попадает. Я подождала пока он петь закончит, захожу и выдаю ему аплодисменты. А он прям весь засмущался, но потом стал часто при мне свои концерты исполнять, а я прям слушаю не нарадуюсь, ну что за талант растет в семье, прям хоть сейчас на сцену отдавай! Вот я и подумала чтобы его в кружок пения отдать, пусть там его научат, может быть певцом знаменитым станет)))
Но есть у нас и одна проблема - отец категорически против увлечения мальчика! Говорит мол, не мужское это занятие пение. Чуть увидит по телевизору певцов или еще где-то, сразу же плеваться начинает что развелось певунов, а заводы стоят. Я уже к нему не знаю на какой козе подъехать, чтобы переубедить его. Он у нас старой закалки человек, служил раньше в военном городке, вот видимо оттуда у него все это и пошло. Один раз перед сном пока сын у друга был сказала ему, что петь хочет ребенок, так он такую сцену закатил!!! Сказал что если узнает что сын этой дурью мается, то он всю музыкальную лабуду быстро из него выбьет. Сам муж музыку не слушает и судит из того, что по телевизору видит. Говорит что сначала сына петь начнет, а потом каблуки и парики носить, а потом вообще мальчика в дом приведет. А вот никак это между собой не связано, да ты попробуй его переубеди! Я уж как только не говорила - ну не все же певцы как зверев, есть много нормальных. И сын у нас не гей, ему девочка какая-то нравится из школы, даже фото мне ее показывал из интернета, вполне приличная и выглядит опрятно. А муж уперся как баран и ни в какую!!! А потом... Он без моего и сына ведома записал его на секцию какую-то, где они доски всякие пилят и стулья колотят, видимо что то как труды в школе. И ткнул перед фактов. Сын мой пару раз туда сходил, нахватал заноз, говорит не его это. Муж сказал чтобы дальше ходил, это он мне видимо козни состроил чтобы я его на пение не успела отдать! Но мы с сынком хитрее оказались, я его на то же время в муз.школу записала, благо места в группе были, и вот он у нас с 4 до 6 ходил туда, а муж сидел и в ус не дул, думал сына доски пилит. Пока ему однажды не позвонили с того кружка сказать что мальчик не ходит на занятия!!! Сын домой вернулся и такое началось! Но он у меня мальчик понимающий, мать не подставил, сказал что сам записался на другой кружок, придумал будто решил на робототехнику ходить (а она в том же здании что и музыкальная секция). Муж поверил на слово, проверять не стал. Так вот и ходит сын второй месяц на тайные пения, да вот только вечно мы же не можем это от мужа прятать! Даже не знаю как сказать супругу, чтобы на нервы его не поднять! Помогите!!! Сына в муз.школе хвалят, говорят талант есть и его нужно развивать. Просто в одном из разговоров муж вообще пригрозил сына в трудовой военный лагерь сослать! Очень беспокоюсь за мальчика и его талант!!!
Автор вопроса: юльчонок Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Андрианова Мария Борисовна.
Здравствуйте!
Очень много сочувствия вызывает Ваше письмо, видно что ситуация трудная и проблема зрела давно. Большое уважение вызывает Ваша решимость поддерживать талант сына даже несмотря на сопротивление и агрессию мужа.
Прежде всего хочу сказать, что у меня нет готового ответа на Ваш вопрос. Во-первых, Вы знаете свою семью гораздо лучше меня. А во-вторых, готовых рецептов для каждой жизненной ситуации просто не существует. Но я постараюсь описать ситуацию, какой она выглядит в Вашем письме и задать несколько вопросов для самостоятельного размышления.
Кажется, что у Вас с мужем нет общего представления о том, каким Вы хотите воспитать своего сына. Для Вас естественно поддерживать его увлечения, принимать участие в любимых занятиях. У мужа, очевидно другие ценности. Когда Вы описываете Ваши с сыном вечера за сбором моделей, становится не вполне понятно: какое участие принимает отец в досуге семьи, одобряет ли хобби сына, может ли присоединиться к ним. Вы пишете, что любите присоединяться к сыну "под шумок". Значит ли это, что и здесь приходится скрываться от мужа, который не одобряет подобных занятий? Подумайте, есть ли идеалы воспитания с которыми согласны и Вы и муж? Например, вы оба хотите видеть сына счастливым, или успешным профессионалом своего дела. Формулировки могут быть и другими, ведь Вы лучше меня знаете, что объединяет вас с мужем в вопросах воспитания сына. Если строить диалог с мужем, то важно опираться именно на эти общие ценности, чтобы мужу было проще Вас понять. Например, говорить о том, каких успехов может достичь сын, занимаясь любимым делом. Ведь лучше быть хорошим певцом, чем плохим военным.
Постарайтесь понять Вашего мужа. У него, судя по всему, есть чёткое представление о том, каким должен быть его сын. Этот эталон настолько важен, что любое нарушение (например "не мужское занятие") воспринимается как угроза. Отцу трудно принять, что его сын не вписывается в жёсткие рамки идеала "настоящего мужчины" и это может восприниматься как личный позор. Поэтому обсуждать эту тему стоит очень осторожно, не пытаться переубедить напором. Возможно, мужу не нравится не столько пение, сколько то, что мальчик, как Вы сами описываете, добрый скромный книгочей. Это мало согласуется с суровыми представлениями о мужественности человека "старой закалки". А угроза сослать в трудовой лагерь звучит как отчаянная попытка "отдать в починку" неудобного ребёнка. Похоже, что Вашего мужа пугает гипертрофированный образ певца-гея из телевизора. Если он узнает, что сын тайно занимался пением, можно дать ему понять, что за это время не произошло никаких изменений, которых отец так боялся (сын ведь не надел каблуки, мальчика в дом не привёл). Вы пишете, что музыкальность Вашего сына не вызывала конфликтов, когда сын был маленьким, что изменилось для мужа сейчас?
Из Вашего письма трудно понять, какие отношения у мальчика с отцом. Кажется, что между ними не очень доверительное общение, если отец так долго не замечал увлечения сына, не замечал, что тот ходит совсем в другой кружок, не слышал, как поёт дома. Вы пишите, что много раз пытались переубедить мужа, даже об увлечении сына музыкой он узнал именно от Вас, когда сына не было дома. Вы специально выбрали для разговора такой момент, потому что боялись реакции мужа? А был ли разговор о пении между отцом и сыном? Возможно ли вообще между ними обсуждение увлечений, профессионального выбора, будущего?
В настоящий момент Вы с сыном объединились, чтобы вместе защитить талант мальчика от отца. Вы с сыном видимо соглашаетесь, что только хитростью можно дать сыну заниматься любимым хобби. Но Вы правы, вечно скрывать не получится. Что думает Ваш сын об этой ситуации, о необходимости скрываться от отца и защищать Вас от его гнева? Как думаете, что произойдёт, если Ваш муж узнает правду от Вас или сына, а что - если узнает о ней со стороны? Какой вариант для Вас наименее неприятный? И сколько времени в принципе можно скрывать увлечение сына, ведь рано или поздно ему придётся выбрать профессию? Есть ли в Вашей семье авторитетные для мужа люди (например, дедушки и бабушки), которые могут поддержать Вас с сыном в случае конфликта, повлиять на мнение мужа? И может ли повлиять мнение стороннего специалиста, например преподавателя музыкального кружка, психолога?
Надеюсь, мой ответ помог Вам хотя бы немного. Удачи Вам и Вашему сыну!