Боюсь быть лучше сестры.

Вопрос психологу:
Добрый день!! У меня с старшей сестрой разница в возрасте 5 лет. Мы уже давно взрослые и имеем собственные жизни (мне 22, ей 27 лет). В детстве меня с ней всегда сравнивали родители, родственники и учителя, то что она умнее, общительнее, целеустремленнее. Ей всегда покупали новую одежду и все что она хотела, в то же время я донашивала ее вещи. В подростковом возрасте, когда мне родители стали покупать самые необходимые вещи чтоб было в чем ходить, она начала устраивать истерики потому что меня больше любят и все делают для меня, хотя это было не так. На протяжении многих лет я чувствую вину за то что покупаю себе новую одежду и хожу гулять, стесняюсь заводить серьезные отношения так как в подростковом возрасте она высмеивала моих парней, боюсь быть лучше нее в чем либо, потому что всегда на это услышу критику, осуждение и обесценивание моих достижений, плюс она еще делает упрек родителям и я чувствую себя виноватой вдвойне. Это звучит очень глупо, потому что детство уже давно закончилось и мы взрослые люди.. но все же меня очень беспокоит эта проблема. Еще она всегда критиковала и критикует мою внешность и поведение, мне стыдно разговаривать с другими людьми в ее присутствии. Моя самооценка очень низкая, я неуверенная в себе и у меня куча комплексов, хотя я чувствую что у меня есть потенциал и я могу достичь успеха. Очень прошу помочь мне разобраться в этой проблеме так как я хочу реализовать себя в этой жизни и быть счастливой, а не думать о мнении окружающих, даже очень близких людей. Спасибо!
Автор вопроса: Диана Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Чичина Татьяна Ивановна.
Здравствуйте, Диана!
Благодарю Вас за письмо, для меня эта тема была долгое время актуальна.
Вы спросите - почему?
Я также, как и Вы, младшая сестра. И долгое время носилась со своими претензиями и обидами и на родителей, и на старшую сестру.
Вы большая молодец, что пытаетесь разобраться со своими чувствами и эмоциями уже сейчас, мне же понадобилось гораздо больше времени.
Пока я поняла, что мои обиды не что иное, как застрявший во мне внутренний капризный ребенок, которому не хватало родительского внимания, а то внимание и заботу, которое они нам, как детям, уделяли мне совершенно не хотелось ни с кем делить.
То, что нас постоянно сравнивали и всегда в пользу старшей, то, что приходилось донашивать одежду - в этом я совершенно не видела здравого смысла, а только несправедливость и испытывала возмущение от такого поведения близких.
Но давайте рассмотрим эту ситуацию с позиции взрослого, осознанного человека.
Наши обиды - это всего лишь эмоциональная незрелость. И только наш выбор: обижаться или постараться понять и разобраться.
У нас с сестрой разница в 2 года, но в любом случае, не зависимо от лет, ребенок получает статус старшего, когда в семье появляется младший. И вместе с этим статусом появляется и большая ответственность, и нарушение твоих границ. Тебя даже и не спрашивают можно ли отдать твои игрушки, одежду младшей сестренке?
Тебе все время говорят, "ей так можно себя вести - она малышка, а вот ты - старшая, должна показывать пример".
И за все мои проступки родители журили не только меня, но и сестру, что не доглядела. Если она хотела поиграть с подружками, а меня не с кем было оставить, ей поручали приглядывать за мной, пока родители занимались другими домашними делами. Опять же не спрашивая её хочет она этого или у неё другие планы. И, да, было куча обид и ссор, и даже сейчас мы разные, и часто не понимаем друг -друга. Но я избавилась от всех обид и претензий к сестре, люблю её такой, какая она есть, даже когда она ворчит и высказывает своё, отличное от моего, мнение. Я ей очень благодарна, что она есть у меня, что возиласы со мной в детстве, хоть и "скрепя сердцем", но отдавала мне свои игрушки и одежду. И , да, она как и Вы и я имеет право на свои обиды. Быть не совершенным и не идеальным - это нормально.
Научные исследования показали, что дети, где в семьях два и более ребенка, гораздо лучше адаптируются в социуме, более общительные и менее подвержены стрессам, именно из-за соперничества между друг - другом.
И я благодарна своим родителям, что они позволили нам родиться, даже если нам пришлось друг за дружкой донашивать одежду и делить между собой игрушки.
Наш мозг так устроен, что зависает и застревает на эмоциональных блоках и стресса, генерирует эмоции обид и разочарования, злости и не удовлетворенности. Но стоит только его переключить в другое русло, в другие воспоминания, как эмоциональный фон тут же меняется.
Попробуйте и Вы, Диана, вспомнить моменты, где Вы чувствовали любовь, радость, благодарнрсть среди своих близких и удерживать эти состояния в себе, как можно дольше. И вы почувствуете, как все Ваши комплексы и обиды растворяются, а сердце наполняется любовью.
И самое главное, мы не можем изменить даже самых близких нам людей, но менять и улучшать свои чувства и эмоции, свою личность мы можем. И это наш выбор.
Желаю Вам сделать выбор в пользу Любви и Благодарности!
В заключении хочу Вам подарить молитву из Гештальта (это одна из техник психотерапии, основанная на целостности) :
Я - это Я, Ты - это Ты.
Я живу и делаю своё дело, и Ты живешь и делаешь своё дело.
Я здесь не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И Ты здесь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
И если нам суждено встретиться в этом мире - это прекрасно,
А если нет - то ничего не поделаешь! '
Желаю Вам обрести себя и свою сестру!