Заочная конкуренция. Почему так поступают мои родственники, что с ними не так и что с этим делать.

Вопрос психологу:
Есть родственники (дальние), которые пытаются со мной (и не только со мной, судя по рассказам общих знакомых) заочно соревноваться. Т.е. если я куплю какую-то вещь, то они купят тоже и потом любым способом будут пытаться мне дать знать о своем "достижении". И это было все время сколько себя помню. Я же никогда не рассказываю не только о покупках, но и о чем-то другом этим людям вообще из-за ниже описанной причины. Мне просто не хочется с ними общаться. Но в силу того, что это родственники, они все равно это пытаются узнать: либо приехать по делам в город и зайти в гости, либо через других родственников.
Я никогда эту "конкуренцию" не принимал и не принимаю, т.к. считаю ее глупой. Человеку лучше просто смотреть на себя и каждый день делать что-нибудь для того, чтобы стать лучше, чем был вчера. Здесь же меня немного раздражает сам факт того, что лезут не свою жизнь.
Еще эти родственники любят расспрашивать как жизнь, что новенького и т.д. Сейчас, как написал выше, я уже не говорю с ними на эту тему, но раньше, я иногда действительно рассказывал что и как, но потом видел по реакции, что людям это не интересно и вопрос был не из желания помочь либо порадоваться, а они наоборот порадуются потом твоим неудачам, либо попробуют тебя перебить, если ты рассказываешь про что-то хорошее (перебивают тем, что начинают рассказывать о своих каких-то достижениях, даже пустяковых).
Мне хочется общаться только с искренними людьми, такими же как я сам, которые порадуются успеху, а в горе посочувствуют и приложат все усилия, чтобы помочь. А с остальными - по принципу "я тебя не трогаю и ты меня не трогай". Но в целом я человек не сильно общительный (интроверт), однако с людьми, с которыми у меня общие интересы, в том числе в профессиональной сфере, очень люблю общаться.
В общем, был бы очень рад, если бы вы смогли объяснить, почему так поступают мои родственники, что с ними не так и что с этим делать.
Либо, может, что-то со мной не так.
P.S. Похожего человека я встречал и в институте. Тогда со мной пытались соревноваться в учебе. Правда мне это долго не говорили в лицо и выяснилось все случайно уже в самом конце, когда человек обмолвился, что считал себя все это время лучше меня и еще нескольких людей, а по результату по всем оценкам и экзаменам он видите ли оказался хуже нас. Забавно то, что я никаких усилий не прикладывал и даже не знал, что со мной пытаются соревноваться. Я просто учился сам для себя, на какие-то предметы немножечко забивал, уделял много времени хобби, порой в ущерб учебе.
Автор вопроса: Andrew Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Багаева Вера Владимировна.
Здравствуйте, Andrew! Спасибо за обращение!
В первую очередь хотелось бы сказать, что родственники иногда наделяют себя особыми правами «кровных связей», т.е. считают себя некими учителями, особенно, если речь о более старшем поколении, так как у них есть какой-то личный опыт, и они видят свою принадлежность к вашей жизни. Но это не так. Вы совершенно правы в выражении: «Здесь же меня немного раздражает сам факт того, что лезут не свою жизнь». Поэтому раздражение, которое вы испытываете абсолютно нормально и говорит о том, что вы уважаете свои личные границы. Я бы порекомендовала вам не расширять эти границы и деликатно о них заявить при следующих попытках их нарушить. Конкуренция среди родственников, как правило дальних, к сожалению, довольно частое и распространенное явление. Опять-таки повторюсь, из-за ощущения принадлежности к вашей жизни и желания несколько самоутвердиться за ваш счет. Близкие родственники такого чаще не испытывают, так как по-настоящему заботятся о вас и вашей жизни. В вашем случае, учитывая ситуацию, сложившеюся в институте, могу выдвинуть предположение, что людей, имеющих внешние мотивы (т.е. ту мотивацию, которая движет нами в получении каких-то материальных благ, например: получение образования ради диплома и т.п.) вы немного нервируете из-за присутствия у вас внутренней мотивации (т.е. личностно-значимой, можно сказать «не пустой»). Но задайте себе вопрос: насколько сильно вас трогает конкуренция с вами? Почему на ваш взгляд это происходит? И если вы увидите в своем ответе только объективно-адекватный ответ, то с вами все в порядке ?. Как быть с людьми (будь то родственники или знакомые), которые нарушают границы и соревнуются – держите свои границы и дальше, постарайтесь принять их такими, какие они есть. Ведь чувство конкуренции (соперничества) чаще возникает у людей как механизм оборонительного поведения и (или) самоутверждения и свидетельствует в первую очередь о том, что человеку, придерживающемуся такого стиля поведения есть над чем поработать. «Не играйте» с ними в эти сценарии, если возможно, постарайтесь ограничить свое общение с людьми, которые доставляют вашей внутренней гармонии дисбаланс или общайтесь на отвлеченные темы. В случае, перехода ваших границ, деликатно попросите их соблюдать. Если у вас остались вопросы, с радостью готова продолжить дальнейшую работу. Счастья вам и вашей семье!