Не могу дать отпор родственникам мужа.

Вопрос психологу:
Добрый день.
Я замужем 6 лет. У мужа 1 ребенок (14 лет) от 1 брака. 2 ребенок от несостоявшегося брака. От меня 2 детей (5 и 2 года).
Отношения с мужем не простые, созависимые. Как-то он сказал жену искал, чтобы была нянька для старшей дочери. Хотя говорил, что любит. Это я потом узнала. Я его тоже люблю, но скорее это мне выгодно-живу "замужем", пока в декрете не получается работать столько сколько надо. Но я пыталась. Почему работала-муж не давал денег от слова совсем. Если говорить про общение с родными мужа, то я долго терпела их нападки -футболку мужу не погладила, хотя я гладила, просто он так ходит, что потеет и приходится мятым. Ребенок заболел-я виновата. Поссорилась с мужем конечно виновата я, хотя часто он не прав, но я иду на примирение ради мира в семье. Муж их всегда поддерживал. Меня то он знает меньше, чем их. И я сейчас поняла, что он так и не сепарировался от матери. Он спрашивает ее совета по любому поводу-обои, еда, куда сходить и т.д. Она же все знает. А я в ремонте не принимала участие, меня они и не спросили, и мне даже не очень нравится обстановка и зная, что это мамочка выбирала я понимаю, что жены у него до сих пор нет.
Так у нас в отношениях то мир, то ад. Я забочусь о семье, бытовуха и дети на мне. На нем деньги и ремонт. Ремонт продолжительный, т.к. он по факту лентяй. Финансово нас нормально не обеспечивает. Я тоже в этот период покупала для семьи и дома-этого он не видел и считал, что он все оплачивал, но обидно, потому что каждой копейкой потраченной на нужные вещи попрекает. Даже если не он ее потратил и не свою. Я живу в его квартире и этим тоже попрекает (чтоб тут жить я должна это право заработать-готовить, убирать, стирать, ублажать и т.д.) Не суть.
Во время ремонта мы жили в доме его родни со свекровью и ее мамой. Муж ездил на работу и по делам. А мы жили со свекровью вместе. Тогда было лето и мы уходили утром и вечером гулять в общей сложности на часов 6-7, с перерывом на обед. Вечером мы приходили и начиналась песня, что я не то делаю и не так, положила мокрые вилки не на тряпочку, а в сушилку для столовых приборов или я не раскладываю мокрое белье по всей квартире, как она, чтоб все отгладилось... Проблема #1. причем высказывала каждый день. А когда я ей говорила, что рациональнее делать по-другому, то я не права и меня ничему не научили. Все такое по мелочам. И меня это цепляло. Еще в тот год были проблемы в общении, мне многое не нравилось, как поливают грязью меня или моих детей. Я начала высказывать свое мнение, наконец, спустя 7 лет я начала. И им говорящая невестка жена не понравилась. Мне говорили, что мозгов у меня нет, дети больные из-за меня, что я истеричка, ничего не умею, и как вообще меня мир терпит.
Падчерица подливает масло в огонь, когда говорит своим бабушке и маме какая я плохая. Ребенок при этом живет с нами, я ей покупала вещи, лечила,
Баловала вкусняшками, водила в свое время в поликлинику, школу, на кружки и т.д. Но если я ее попрошу помыть посуду, почистить зубы, все, я враг народа, "издеваюсь над бедной девочкой". По версии бабушек. Однажды моя свекровь после моей ссоры с падчерицей схватила меня за волосы и начала угрожать. Я мужу сказала, он ей это сказал, но потом стала хуже в общении с ней и ним. Он стал более агрессивным, я сейчас тоже чаще ругаюсь. Падчерица и ее мама все ждут когда я уйду, так прямо мне и говорили. Я устала от таких отношений. Но при этом понимаю не было бы падчерицы и 2-х бабушек, улетел бы
40-летний" птенчик" из материнского гнезда, то было бы все иначе. Я без падчерицы и мужа дома намного спокойнее и продуктивнее.
Я стала проходить тренинги по психологии, прорабатывать любовь к себе, я стала не бояться высказываться всем кто ведет диалог не в той мере.
Я стала говорить между, что так поступать со мной нельзя. А Раньше я просто соглашалась. А в душе кошки скреблись, потому что я не считала этот вариант правильный. Сейчас родные мужа нападают на моих родных и моя семья не хочет даже с ними общаться. Муж видя эти перепалки и наезды стал "гулять", стал еще более агрессивным, а после каждого разговора с его мамой у нас ссора. Все дает свои советы.
Сейчас мы в таком положении, что мы на грани развода. Хочу сохранить семью, но не уверена, что я справлюсь не научившись говорить нет таким людям. Да и понимаю, что новая семья будет повторением этой. И пора выйти из треугольника Карпмана и перестать быть жертвой.
Автор вопроса: Елена Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Елена!
Да соглашусь с вами, такие отношения изнуряют, отнимают энергию. Постоянные разбирательства отнимают силы. А уж про чувства и говорить не приходиться, много боли, обид, ожиданий...
Елена, а согласитесь, ожидать можно только от себя. Не нравиться - говори, не устраивает, сделай, как ты считаешь нужным. И все бы легко, да только не всегда получается. Потому что отношения складывались годами с мужем, плюс начиная начиная с детства с родителями. И то, что вы пишите "Но при этом понимаю не было бы падчерицы и 2-х бабушек, улетел бы 40-летний" птенчик" из материнского гнезда, то было бы все иначе." , нет, это не так, люди могут жить отдельно от свекрови и т. д., а живут также в созависимых отношениях, и проблем не меньше. И с падчерицей тоже нужно уметь выстроить отношения! Соглашусь, когда постоянные непрошенные советы свекрови, это становиться тяжело. Отношения - это сложные механизмы, которые заложены в мозге. И чтобы предпринимать какие либо шаги, их нужно просто или не просто, а делать! Шаг за шагом. Это должен быть стиль жизни. Учиться выстраивать новые отношения! Вы и так уже в пути! И тренинги, и психологические проработки! Вы молодец, Елена, что заботитесь о себе! Можно еще обратиться к психологу, кто будет оказывать вам поддержку, помощь на этом пути, если нужно.
Хорошо еще понимать, что когда один человек, в вашей паре это вы, делает шаги, работает над собой, а другой, ваш муж, нет, это приведёт к тому, что либо муж подтянется к вам, либо вы расстанетесь. И это легче переживать с психологом, который выслушает, поддержит, разберет ситуацию, покажет варианты. Это путь не быстрый. Но это путь к себе, это про любовь и уважение к самому важному человеку! Которым являетесь вы!
Ваша история показывает, что вы тоже обладаете определённым качествами, раз притянули такого мужчину. В паре всегда задействованы оба. Значит и вы не сепарированы, раз это все терпите, понимаете? Значит и вы не умеете строить отношения. Можно учиться и пробовать это у себя в семье. Что вы теряете? Семья, это вклад обоих! Решать, конечно вам! И вы верно пишите "Да и понимаю, что новая семья будет повторением этой." Это уже большой плюс, что вы осознаете. То есть вы тоже, а не только ваш муж создаете эти отношения, и позволяете, например, свекрови распускать не только язык, но и руки.. Нет слов... Елена, работайте над собой и дальше, это стоит того! А муж или подтянется, или отвалится. Вы меняетесь, будет меняться окружение.
Рекомендация. Такое вам упражнение, например. Даю навскидку, так как не знаю, какие отношения у вас с мужем. Вы хотите тёплых добрых отношений, дарите это мужу. Мужчине важно, чтоб его благодарили, ценили, гордились. Даже пока за малое! “ Спасибо, ты так о нас заботишься!”, “Спасибо, что вынес мусор!”. Вы это делаете? Если нет, попробуйте! Когда ссоритесь, говорите только о своих чувствах, в Я-сообщениях, например: "Паша, мне неприятно, мне обидно!" Еще есть, конечно много всего, это нужно разбирать каждый конкретный пример, и в другой раз повести себя так, чтобы быть услышанной, чтобы муж задумался, вовремя остановиться, дать время подумать! Елена, начнете меняться вы, в большинстве, мужья подхватывают!
Что касается родственников, то если вы наладите отношения с мужем, какая вам уже будет разница?! Будут принимать вас такой, какая вы есть, если нет, ну и.... Главное ваши отношения с мужем! Вы живете с ним, остальные подстроятся!
Чтобы у вас развивался опыт нормальных, теплых отношений с мужем, рекомендую книгу « Законы семейной жизни» Харли У. и «Пять языков любви» Гэри Чепмен.
Всего хорошего, удачи!