Нападки свекрови. Как не обращать внимания? Прекратить общение?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемый психолог! Ситуация такова. Я замужем 9 лет, у нас двое детей, девочки. После того, как дети погостюют у бабушки (свекрови), слышу от своего ребёнка такое: "Бабушка говорила, ты мне некрасиво подстригла челку! Её так не устраивает", "А бабушка говорила, что ты сказала ей, что я не ношу шорты!? Мама, я же люблю носить шорты. Мы с бабушкой обсудили это!"... "Бабушка еще спрашивала, почему ты..." и т.д. Такое впечатление, что свекровь меня, как мать, перед ребёнком пытается обесценить. "Фишка" в том, что мне в лицо она ничего такого не говорит!
Вчера сильно поругались с мужем. Отвезли на неделю к свекрови старшую дочь (8 лет) т.к. у нее была истерика, что мы к ней редко приезжаем (это раз в две недели). Так вот. Вчера был день рождения у моей племянницы (моя сестра живёт недалеко от свекрови) и, естественно, мою дочь они забрали на празднование. Тут свекровь звонит мужу (не мне! опять же) и спрашивает, не собираются ли дети праздновать ДР в кафе (вариант такой действительно был). Так как ребенок уехал в шортах, футболке и шлепках. И, цитирую, "будет выглядеть в кафе, как бомж"....Дальше - больше... Она уже и решения приняла! Чтобы они перед кафе заехали к нам же домой и моя дочь хотя бы переоделась. Я была в ярости! Во-первых, празднование было дома... И когда я отправляла внучку к бабушке, действительно положила лишь пару шортов да несколько футболок.. Лето же, каникулы! Когда муж мне позвонил с этим вопросом, я сразу поняла, "откуда ветер"...Мы сильно поругались. Хотя муж спросил нейтрально, вроде не с "наездом"... Но почему-то же мне стало неприятно? Я сказала что, во-первых, пусть мама его ко мне лично звонит с такими вопросами, во-вторых, мне неприятно, что из меня делают непутевую мать, которая не понимает, как должен выглядеть ребёнок в кафе. Да и разве я бы не решила этот вопрос со своей сестрой?! Муж сначала вспылил, но потом попросил не обращать на его мать внимания.. Мол, пускай говорит... Он уже привык к её склочному характеру... И я должна привыкнуть. Хочу отметить, что он всегда на моей стороне! Безоговорочно. А тут "повелся"... Я тоже понимаю, что свекровь постоянно выискивает к чему придраться. То я мужа "раскормила" и должна "посадить его на диету". Я ей отвечаю, что ее сын взрослый человек и сам может решить, нужно ему это или нет. Ну и т. д. Подскажите, как в такой ситуации действовать??? Мне не комфортно с ней рядом, чувствую негатив в свою сторону... Хотя и надевает маску доброжелательности. Она угнетает меня... После общения с ней мне плохо. Она осталась одна, муж умер. Характер властный, такой себе "мужик в юбке"...НО! Я вижу, чувствую: ей "невмоготу", когда у нас все хорошо, мы дружная семья, куда-то ездим, отдыхаем, веселимся. Когда муж меня обнимает при ней, целует, она как будто ревнует. Наверное, из-за одиночества. Я её то ненавижу, то жалею... Стараюсь побаловать вкусностями, когда приезжаем, стою у плиты. И такая благодарность??? В лицо - улыбка, а за спиной - обсуждение? Меня не так волнуют с ней отношения, как с мужем из-за нее. Не хочу чтобы они портились. А еще у меня такое чувство, что я хочу всю свою семью отгородить от нее вообще! И детей, и мужа...От влияния. Понимаю, что это невозможно.. Это её внучки и её сын. Но как быть?? Я сейчас постоянно думаю об этом человеке, о поступках, как и что она сказала мне?? Почему, скажите?? Она же мне совершенно чужой человек! Может, если бы была жива моя мама, было бы легче? Как себя настроить не обращать внимание на "нападки" свекрови, думать о хорошем??
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Андреева Александра Германовна.
Здраствуйте, Татьяна! Рада познакомиться с Вами. Спасибо большое за Ваш подробный рассказ. Очень сочувствую тому, что у Вас сложились такие отношения со свекровью. Полагаю, в такой обстановке непросто строить доверительные отношения с мужем и растить детей. Как Вы совершенно правильно заметили, Ваша свекровь ревнует - ревнует к сыну, к внукам, к счастливой жизни, которой не было у нее самой. Очень трудно сказать, что именно послужило этому причиной (здесь нужно долго работать со свекровью), но можно с уверенностью утверждать, что Ваша свекровь относится к тем людям, который умеет искренне радоваться за других. Вы также правильно отмечаете, что невозможно "отгородить" мужа и детей от мамы и бабушки соответственно. Что же делать в сложившейся ситуации Вам, Татьяна? Во - первых, начать отстраивать границы семьи, поскольку сейчас они недостаточно крепкие, вот свекровь в них и влезает. Семья - система замкнутая, со своими законами, устоями и правилами. Родительские семьи (семьи, в которых выросли муж и жена) - это отдельные семьи, в которых свои правила. Как отстроить границы? Договориться с мужем о том, что Вы будете говорить с его мамой о воспитании детей. Нужно выступить единым фронтом с ним, чтобы он был согласен (это очень важно). Говорить со свекровью по технике "Я - сообщений", описывая объективно ситуацию (1) , свои чувства по поводу ситуации (2), причину возникновения этих чувств (3) и пожелание к собеседнику (4). Например: " Уважаемая Анна Петровна (вставить имя и отчество свекрови)! Вы говорите, что я плохо воспитываю детей (1), я чувствую по этому поводу обиду, гнев и раздражение (2*), потому что очень стараюсь и все силы прилагаю к воспитанию (3). Мне бы хотелось обрести в Ваш союзницу, с которой мы будем сотрудничать вместе на благо семьи. (4) (*) Эмоции я указала для примера, можно использовать "колесо эмоций" Плутчика для описания своего эмоционального состояния. "Колесо эмоций" можно найти в интернете, как и схему "Я - сообщений". Во - вторых, нужно говорить с детьми. Когда дочь скажет в очередной раз " А вот бабушка... " , спокойно спросить у нее: "Как ты думаешь, бабушка права? Почему?" - и. выслушать аргументы. В - третьих, не держите эмоции в себе, но и не скандальте. Вот свекровь Вам выговаривает, а Вы визуализируйте свою эмоцию (допустим, гнев): какого он цвета? Какой плотности (как вода или как масло?) и так далее. Закончили визуализацию - начинайте мысленно пересыпать\ переливать эмоциональное состояние из одной посуды в другую (из стакана в стакан, например). Я желаю Вам удачи!. Пожалуйста, берегите себя. С уважением, Александра Aндреева практический, детский и семейный психолог, коуч, МАК - конскльтант