Почему я всегда козёл отпущения?

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Элиза, мне 24, последний год меня волнует проблема того, что я плохая для своей семьи. Нас 7: мама, папа, я, 2 сестры и 2 брата. Я самая старшая. Честно говоря, я уже ненавижу членов своей семьи, мне надоело что это я всегда слишком бурно реагирую, я слишком грубая, я несправедливая, со мной никто из-за этого не хотят общаться. Все это время я живу с родителями и у меня нет работы. Произошло это из-за того, что у меня появились проблемы с дистанционным обучением в университете, там много заданий накопилось, которые теперь надо разгребать, и поэтому я сижу дома и доучиваюсь, с работы я из-за этого ушла. У всех членов семьи такие "хорошие" отношения между собой, только я - зло. Я всегда неправа. Пример: мой младший брат заболел, обычно в будние дни я первую половину дня одна, а тут приходится за ним следить ещё, то есть я опять не могу побыть одна! Я все время должна следить за кем-то и помогать. Ну это ладно, хорошо. Я бы все это спокойно сделала, если б не отец. Подходит отец и говорит мол ты будь с братом помягче, он же маленький, ему нужно тепло, а то он как узнал что с тобой останется дома - начал плакать. А я знаю, что он начал плакать, так как узнал что моя 2 сестра не остаётся дома. И вот опять я слишком грубая. Я со своим братом не грубая, я веду себя нормально, единственное, я злюсь когда он не хочет есть, а он не ест ничего кроме сосисок и макарон, то есть я трачу на готовку для всей семьи часа два и мне ещё надо ему отдельно готовить. Я этого не делаю. Пусть ест то, что все едят. И это все из-за моей 2 сестры, она всегда хочет быть для всех хорошей, если, конечно, это не касается её интересов. И поэтому все вокруг тоже должны быть хорошими. А ещё ей надо обязательно повторять за мной. Как только она узнает что я делаю что-то полезное или правильное, она тут же "ой мне тоже надо это сделать". У меня нет друзей, лишь знакомые, у меня был одна очень близкая двоюродная сестра она и ее у меня забрала. Теперь они не разлей вода. И главное все что она ей говорит, это все мои слова, она тупо учит её тому что узнала у меня. Это не честно. У меня есть ещё одна близкая подруга, но недавно и она попала под влияние сестры. Опять. Я чувствую как она все у меня крадёт. Она пытается у меня поклонников тоже красть, но этого ей не удаётся пока. 2 пример: у нас был режим готовки дома с 3 сестрой по дням, то есть один день мой, второй ее и так мы чередовались, то я, то она. Готовить не всегда приходилось, поэтому бывало так, что если я, например, приготовила, на следующей день сестре не нужно было это делать, так как еды хватало, и на 3 день готовила снова я, так как мой день. Я была не против этого, так как даже если и бывало что подряд 2 дня я готовлю или сестра, в общем за месяц выходило что мы готовили по количеству раз одинаково, так как больше чем 2 раза подряд никому не приходилось готовить. В день, когда сестра должна была готовить она сообщила мне что она со 2 сестрой теперь установили новые правила: теперь готовим не по дням, а по очереди. То есть я занималась своими делами, думала что сегодня мне нужно готовить, а тут абсолютно без моего согласия ввели новые правила. Если б меня спросили может я бы и согласилась, но это сделали без моего ведома. Поэтому я не согласилась готовить в день сестры, в итоге обратились к отцу за помощью. И что вы думаете? Мой отец говорит сестра права, но чтобы ты не злилась мы сделаем как ты хочешь. Нет. Мы сделали как я хочу потому что так правильно, а менять правила без моего участия было в высшей степени несправедливо. Мне постоянно грустно, я хочу иметь свой круг людей, которые бы поддерживали меня, которые бы выбирали меня, но их нет. У меня много хороших знакомых, но нет друзей. Я дружу только с парнями, только с ними могу быть искренней, потому что с девушками дружить у меня не получается. Девушки даже если у них со мной хорошие отношения начинают мне завидовать, а именно из-за отношений с парнями, для них полно ограничений в этом плане, для меня их почти нет, поэтому у меня с ними и ладится. Я очень устала, они мне все надоели, я хочу чтобы они все исчезли, я не могу ничего оценить адекватно, потому что они все время навязывают свое видение мира. А сестра и вовсе пытается у меня все забрать. Они также вели себя с бабушкой и я тоже участвовала в этом, но теперь я сама стала жертвой этого поиска козла отпущения. И знаете что? Я считаю что я виновата перед бабушкой, я была неправа, и я начала ценить все, что она делала для меня, но никто из моих членов не считают себя виноватыми, считают что она сама виновата в том, как с ней обращались. Почему я плохая? Почему я всегда неправа? Пожалуйста, ответьте, я запуталась, я уже не понимаю то ли я действительно злая, то ли это навязано.
Автор вопроса: Элиза Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Элиза!
Быть первенцем иногда очень сложно. Вы не указали, какой разрыв между Вами и другими детьми, но у Вас точно было время, когда Вы были единственным объектом любви и внимания своих родителей. По Вашей реакции на происходящее, подозреваю, что этот период был незначительным, либо Вы недостаточно хорошо его помните, либо этого внимания уже тогда не хватало (такое тоже возможно в силу ряда причин и обстоятельств).
Но для любого первенца неизбежно наступает момент, когда он перестает быть единственным, центром внимания и единоличным объектом любви своих близких и ему приходится делиться всем этим с братьями и сестрами, которые всегда будут младше, а значит долгое время и спрос с них будет меньше. Ведь всегда можно спросить со старшего.
Но это еще не все. Старший всегда становится объектом подражания, примером и соперником по очень большому количеству направлений развития отношений в семье.
Так очень продолжительное время все, что важно для такого «идеального» объекта может стать образцом или даже «призом» для других членов семьи, которые будут стремиться сравняться в значимости именно с ним, а даже не с родителями, которым приходится делить свое внимание и любовь на всех.
Понятно, что и ответственность, которую возлагают родители на старшего в семье ребенка всегда больше, чем на младших. Так уж повелось или так легче самим родителям, но они всячески приравнивают старшего в семье ребенка ко взрослому, иногда совершенно забывая о том, что он также нуждается во внимании их и любви, где-то в «скидке» на взрослость именно в силу того, что он все-таки РЕБЕНОК.
Так что, то, что к Вам выше требования родителей, меньше поблажек, мы более или менее разобрались. Теперь об отношениях с младшими.
Что касается сестры, то я Вам вкратце уже описала возможные причины такого ее поведения. Реальные же зависят от очень большого количества дополнительных факторов и сейчас рассматриваться не могут в силу недостаточности информации по этому поводу.
Поэтому сосредоточимся на Ваших реакциях на такое ее поведение. То, что на ее зависть к Вашей очередности в семье Вы так бурно реагируете, может быть несколько объяснений. Одно из них – Вы бы хотели, чтобы она не покушалась «на Ваше» - увлечения, интересы, отношения с другими. Так обозначьте границы, в рамках которых Вы хотели бы продолжать такие отношения с сестрой. Укажите ей, что как пример Вы готовы выступать и дальше, но свои попытки реализовать эти примеры в реальной жизни она должна делать на других полигонах-объектах. Очень часто именно не четко обозначенные границы позволяют другому так беззастенчиво их нарушать, покушаться на собственность другого или присваивать себе отношения с другими.
Подозреваю, что Вам сложно дается такое разграничивание на «мое- чужое-общее», возможно, потому что Вас часто вынуждали делиться «своим» даже против Вашего желания, что-то из разряда «ты же старше, что тебе жалко для маленьких?», «они еще маленькие, не понимают, что это твое», «в семье все общее» и т.п. Тогда действительно, в обстановке всеобщего обладания всем очень трудно определить собственность и научиться ее отстаивать. Значит необходимо этому учиться. Это касается всего – вещей, отношений с другими, времени, желаний. И это касается всех – младших, старших, близких и не очень. Все-таки Вам уже 24. И можно начать ставить важность чего-то именно для Вас вперед общего. Потому что своего может так и появиться, а общее будет продолжать делиться с учетом «Вашей старшести» и необходимости уступать младшим.
Работа с психологом – хороший ресурс для такого обучения. Потому как сепарация, если ее не желать и стремиться к ней может так и не произойти по причине того, что Вы гораздо «удобнее» для своих родственников в общем пространстве семьи, чем как самостоятельная единица где-то на вольных хлебах. Правда, вместе с сепарацией на Вас свалится и ответственность за себя, которую придется нести одной, не делясь ею с другими членами семьи, чтобы опять не быть вовлеченной в это общее пространство где относятся предвзято, без оглядки на возможности и готовность других стать с Вами на равных.
Как-то так.
С уважением, Елена Гладкова