Родственники постоянно что-то просят.

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 25 лет. Я живу отдельной семьёй с мужем и ребёнком. У меня есть мама, которая болеет, и бабушка с дядей ,которые инвалиды. Бабушка по зрению, дядя по неврологии. В свое время я была обузой для них, ввиду того, что родила в 17 лет, они тратили финансы и много помогали ,примерно до исполнения ребёнку 3-4 лет. Сейчас мама находится на моем обеспечение, 7000 в месяц мне приходится ей отдавать, т.к. она не работает, но квартиру оплачивать нужно (ком.услуги). В данный момент мне постоянно звонит бабушка с разными просьбами. Приди вкрути лампочку, приди купи лекарства и так каждый день. Они мои родственники, мне их жаль, но я не могу разрываться, я не могу уже так. Если я что-то не сделаю или не приду, мне навязывают чувство вины. Я очень устала, срываюсь на близких, у меня тоже есть проблемы, я не хочу после работы решать чужие проблемы. Я всё понимаю они мне помогали, но я так больше не могу, я хочу жить своей семье. Я готова помогать, но не столько, ведь это нескончаемо!!!!
Автор вопроса: Ксения Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Титова Виктория Игоревна.
Ксения, здравствуйте!
Чувство вины перед родственниками и родителями просто так не возникает. Это говорит о том, что это чувство воспитали родители сами! Ведь дети они как чистый лист и поэтому легко поддаются определенному воспитанию и управлению со стороны взрослых. Родители, пользуются этим, ведь через чувство вины очень легко манипулировать ребенком. Поэтому еще в детстве, ребенок, который считает себя виноватым, соглашается во всех бедах, что это он во всем виноват. Например: Отругали родители, ребенок винит себя, ведь это он испортил настроение, мама заплакала, опять ребенок чувствует свою вину, в общем, ребенок чувствует свою вину всегда и везде.
Конечно такое поведение родителей неправильное, назовем таких людей эмоционально незрелыми. Незрелый родитель не хочет нести ответственность за правильное воспитание детей и не хочет испытывать вину и неудовлетворение за определенные действия, и поведение ребенка. Поэтому он просто берет и перекладывает ответственность на ребенка. Вот и все. Маленькие дети еще в силу возраста не могут понять, как поступить правильно и не имея эмоциональной защиты от своих родителей, просто смиренно берут всю ответственность на себя, и соответственно вину. Такие ситуации приводят к тому, что человек растет, и крепнет чувство вины, которое позволяет манипулировать ребенком.
Понимаю Вас, как это тяжело и эмоционально и физически. Что Вас буквально "разрывает". Так жить нельзя, ведь Вы попросту теряете свое здоровье, а вместе с тем размениваетесь, не додавая внимания своей семье и себе. Получается, что угождая интересам других, пусть даже очень близким Вам людям, Вы убираете свои желания и интересы на второй план и не делаете того, что хотели бы Вы, что сделало бы счастливее Вас и Вашу семью. Тем самым жизнь Вы проживаете не свою, а время идет.
Появление ребенка, это большое счастье, это настоящее чудо. Дети не просят нас о появлении на свет, это исключительно желание взрослых людей. Обязанность взрослых вырастить здоровых и счастливых детей, а также оказывать помощь и поддержку. Поэтому, Вы не должны считать себя обузой для своих родных, ведь появление Вас как ребенка было решением Ваших родителей. А тот момент, когда вы стали мамой, важно воспринимать как счастье, как новый этап в Вашей жизни, пусть он был трудным, но Вы его прошли. Подумайте, как изменилась в лучшую сторону жизнь, после появления ребенка? А помощь, которую родители оказывали, обыкновенное дело, подвига здесь нет! Это выбор родных помогать или не помогать. Ели они решили помогать, то помогли, ведь это обычное дело, родители обязаны помогать свои детям. А вот если, помогая, родители об этом напоминают, это говорит о том, что они так самоутверждаются и это уже не Ваша вина. Многие взрослые, воспитывая детей, совершенно не понимают, что вредят своему ребенку. А между тем ребенок растет в эмоциональной зависимости. Вам, Ксения предстоит оценить ваше детство и сделать наоборот!
Ксения, видно, что вы очень хорошая, честная и порядочная девушка. Что для Вас очень важны семейные ценности. Это говорит о Вашей порядочности и благодарности. Очень хорошо, что вы помогаете маме, хотя этого вы не обязаны делать. Но, не стоит забывать о себе, о своих желаниях, о желаниях вашего мужа и ребенка. Стоит остановиться, уединиться и подумать, а лучше написать на листок бумаги. Какую жизнь Вы хотите прожить, кто должен быть рядом? Какую жизнь Вы не хотите и почему? И Что мешает Вам жить и наслаждаться? Что сделает Вас счастливее? Что нужно исключить, чтоб стать более счастливой? А что добавить? Важно помнить, что у вас есть своя семья и важно заботиться о себе и уже, о своей семье. Отдавать свою любовь мужу и ребенку. Конечно, нужно любить маму, бабушку и дядю, но Вы не сможет заполнить пробелы в их жизни, чтоб сделать их более счастливыми. А если будете это делать, то пробелы будут в вашей семье. Таким образом, счастливее Вы точно не будете.
Избавиться от чувства вина быстро не получится, вот рекомендации на первое время:
1. Ксения, вы испытали неприятные чувства, переживания. Первым делом попробуйте понять причину их возникновения. Проанализируйте отношения с людьми, которые подтолкнули вас переживать. Можно завести отдельный блокнот и записать.
2. Задайте себе вопрос: Могу ли я повлиять на эту ситуацию? Если можете, то все в Ваших руках. Если нет, то нужно отпустить ее.
3. Задайте себе вопрос: Кто переживает по этому поводу? Если это не Ваши переживания, и Вы не сделали ничего плохого, то постараться отпустить, так как это уже не Ваша зона ответственности. Тогда это всего лишь манипуляция.
4. Подумайте, умеете ли вы отказывать. Очень важно уметь говорить «нет». Если Вы чувствуете, что сейчас помочь не в силах, по разным причинам (нет времени, домашние дела, усталость), то не беритесь за помощь.
5. Так получилось, что чувство вины все же появилось. Остановитесь, подумайте и запишите: в чем же вы виноваты, почему вы виноваты? Иногда людям свойственно брать ответственность, за то, на что мы не можем повлиять! Например: Мы были в гипермаркете, и там прорвало канализацию, в этой ситуации можно тоже себя обвинить. Если постараться найдутся доводы)
6. Всем людям свойственно ошибаться. Важно уметь себя принимать и прощать. Попробуйте разобраться, что привело к конкретной неприятной ситуации и попробуйте подумать что можно сделать чтоб разрешить ее.
7. Помогайте но не забывайте, что помощь, оказанная Вами не должна быть в ущерб семье и себе!
Надеюсь, мои советы Вам помогут! Хорошего вам настроения и крепкого здоровья!