Как объяснить ребёнку 3 лет, что его мама умерла.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Решила обратиться на ваш сайт с моей проблемой. Два с половиной года назад, когда моей внучке исполнился год умерла от цирроза печени её мама. Мы взяли ребёнка к себе. Со временем стали заметны отклонения в развитии, неделю назад нам поставили диагноз фетальный алкогольный синдром, девочка очень маленькая 88 см. Выраженные для этого заболевания черты лица, плохо развивается речь. Всё повторяет, но сама от себя объяснить мало что может. Гиперактивна, очень много страхов. сейчас ей 3.5 года, ходит в садик, мы делаем все возможные терапии которые нам советуют или назначают. Некоторое время назад начала повторять слово мама, так как она ещё маленькая мы никогда не говорили о её матери, не показывали фотографий. Сейчас в книгах что мы читаем она особенно ищет и говорит о маме, иногда меня иногда жену сына назовёт мама и смотрит ждёт, какая реакция, я думаю она вот вот спросит а где моя мама, мы думали что расскажи ей что мама её на небесах что она ангел, что очень любит её, но сейчас она ещё это все не поймёт, так как, как я уже говорила выше она не такая как нормальные детки в её возрасте, может сделать коллаж из фото и рисунков что бы она поняла? Что вы мне посоветуете. Девочка живёт всю неделю у нас, в выходные у своего папы моего сына.
Автор вопроса: Swetlana Возраст: 56

На вопрос отвечает психолог Чугунова Светлана Леонидовна.
Светлана, добрый день! В данном вопросе лучше конечно же не скрывать правду, чем быстрее вы расскажете девочке, тем если можно так сказать будет «лучше». Конечно вас можно вас понять, вы хотите оградить маленькую девочку от плохих вестей, но это ее мама. И она по праву должна знать правду. Если вы расскажете все своей внучке, то в принципе сможете быть с ней еще ближе, вы тем самым поднимите свой авторитет в ее глазах и думаю, что вашей девочке будет с вами намного легче справится с ее горем.
Постарайтесь подготовится к данному разговору, надо найти тихое, укромное место, чтобы вам никто не мешал, если есть у нее любимая игрушка, то следует ее взять с собой, постарайтесь говорить тихо, медленно, чтобы вас девочка услышала и смогла понять то что вы ей, говорите, постарайтесь называть вещи своими именами, не говорите, что ее мама улетела на небо, говорите правду, как есть, но доступными ей словами. Причем девочка еще в том возрасте, когда она все равно не совсем поймет все до конца, она все равно еще будет считать, что мама рано или поздно вернется. Надо быть терпеливыми с ней, фотографии показывать нужно и рассказывать какие-то приятные моменты связанные с мамой девочки. Важно быть честным с вашей внучкой. Если вам кажется, что вы не имеете права показывать ей свои слезы по поводу утраты ее матери, то будет даже хорошо если вы покажете, что вам тоже грустно и печально, что такое случилось. Важно показывать маленькому ребенку, что у всех людей есть чувства и каждый человек их проживает каждый свои способом. Попробуйте провести какое-то поминальное мероприятие, чтобы показать, что ее мама была человеком и ее помнят и любят и благодарны за появление этого ребенка в вашей семье. Чуть позже можно с девочкой нарисовать протрет мамы, может быть выучить любимую мамину песню или выучить какое-нибудь стихотворение про маму и про любовь к ней. В вашей семье наверняка есть свои убеждения и традиции, которых вы придерживаетесь. Попробуйте сходить в свой храм, обратиться к священнику, может быть он вам поможет объяснить вашей девочке, что случилось и помочь как-то пережить эту новость.
Продолжайте девочку любить свое любовью, заботьтесь о ней, очень поможет в общении с ребенком тактильный контакт, поэтому обнимайте ее почаще, целуйте, чтобы она чувствовала вашу руку, которая гладит, обнимает, трогает.
И ближайшее окружение проинформируйте, что у девочки случилось вот такое горе, чтобы даже чужие люди могли поддержать и словом, и делом. и конечно же постарайтесь заботится не только о ребенке но и про себя не забывайте, сохраняйте свое здоровье и психическое и физическое. Потому что поддерживая кого то вам надо быть сильнее. Вы не сможете помочь вашему сыну в воспитании девочки, если сами себя будете плохо чувствовать. Берегите себя.