Свекровь захламила квартиру и перестала мыться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у мамы мужа в квартире бардак, она годами не выносит мусор, не моет посуду, в посуде с плесневелой едой заводятся черви, в ванной груда грязных кастрюль и сковородок, тащит с магазинов продукты со скидками и ограниченными сроками годностями и потом эти продукты годами лежат не тронутые. Поговорить с ней нельзя, она начинает орать, и последнее время перестала мыться, голова вся сальная, и от неё плохо пахнет. Это болезнь или просто такой человек? Если говорить ей уберись в квартире, она говорит что это ее жизнь и нам не лезть в это. Она очень вспыльчивая, все время просит сына привезти ей на работу лекарства, а то она забыла, причём не важно может сын или нет. Говорит что плохо ориентируется на улице, якобы после перенесённого микроинсульта который был 5 лет назад, и заставляет все время куда то ее отвезти, при чем бывает ездит сама без проблем, когда сын реально не может. Все время звонит и говорит что ей плохо, ночью она не спит, зато спит днём. Из сопутствующих заболеваний у неё повышенный сахар, она на таблетках. Она никогда ничем недовольна, не рада за сына, что он нашёл хорошую работу, что квартиру купил, она все время говорит что он ее бросил, жили бы лучше с ней, а не покупали дорогую квартиру.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Здравствуйте, Татьяна!
Сочувствую, что Вам приходится непросто в сложившейся ситуации, ведь общение с человеком, у которого вероятно психическое расстройство, весьма и весьма затруднительно.
В Вашем письме нет психологического запроса, но есть вопрос: «это болезнь или просто такой человек?» Сразу скажу, что ставить заочно диагноз человеку по описанию - неблагодарное дело, это непрофессионально. Диагнозы ставить может только врач на основании личного осмотра пациента или беседы с наблюдением за его поведением, психическим статусом. Поэтому воздержусь от конкретных диагнозов.
Однако, судя всему, что Вы описали в письме, у свекрови, вероятнее всего, действительно есть проблемы со здоровьем.
Повторюсь (!), что без очной консультации у психиатра поставить ей достоверный диагноз невозможно. В психиатрии зачастую бывает так, что одни и те же (или схожие) симптомы свойственны разным заболеваниям. Могут проявляться и сопутствующие заболевания, напрямую не имеющие отношения к психиатрии (диабет, инсульт), которые без надлежащего скорректированного лечения могут давать психоневрологическую картину, депрессивные расстройства.
Стыдить свекровь за мусор и не соблюдение правил личной гигиены, думаю, бесполезно. Она, скорее всего, не совсем понимает, что и зачем делает, ей требуются не нравоучения, а квалифицированная медицинская помощь.
Бывает так, что люди с психическими расстройствами становятся агрессивными, некритичны к своему поведению, делают что-то назло, создают проблемные ситуации нечаянно или специально, чтобы их решали близкие. Они могут этим добиваться внимания близких, манипулировать другими людьми, даже провоцировать.
В письме Вы не написали, что по поводу всего этого думает Ваш муж, как относится к происходящему с его матерью.
Вовремя начатое лечение хоть и не избавляет навсегда от болезни, если она уже проявилась, но хотя бы существенно облегчает течение заболевания.
Возможно, Ваш муж не считает, что у матери есть проблемы со здоровьем.
Возможно, ему стыдно и страшно даже допустить мысль о том, что мать больна, и её придётся ставить на учёт в ПНД.
Возможно, признание того, что мать больна, поставит под удар и его собственное представление о своём здоровье.
Возможно, он надеется, что это просто у неё такой характер, причуда, само пройдёт как-нибудь.
В любом случае, без встречи свекрови и психиатра ситуацию не решить. Только вот проблема - уговорить свекровь пойти на консультацию!
У разных людей в этой ситуации срабатывает разное: на кого-то действуют просьбы и долгие уговоры, на кого-то - давление, на кого-то - мнение значимого человека, а на кого-то - вообще ничего не подействует, именно этот вариант, к сожалению, встречается чаще остальных.
Вашему мужу можно попробовать сначала самому обратиться к психиатру за консультацией по поводу состояния здоровья и психики матери, описать её поведение и посоветоваться, что делать в этом случае, как организовать консультацию психиатра уже с самой свекровью.
В крайнем случае, от него может потребоваться подавать заявление о психиатрическом освидетельствовании, психиатр может запросить медицинские сведения или иные сведения, подтверждающие психическое расстройство Вашей свекрови.
Насильно психологическую помощь по закону не оказывают, но если будет какой-то инцидент, проявляющийся у свекрови кардинально, аффективно, с угрозой для неё самой или окружающих, то тогда возможен и вызов психиатрической помощи.
В ваших с мужем силах сейчас сделать всё, чтобы помочь пожилому человеку, с которым случилось несчастье, ведь если подтвердится, что у свекрови психическое расстройство, то, скорее всего, она сама за себя уже отвечать не может.
С уважением,
Наталья
По условиям индивидуального приёма - смотрите информацию в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте письменную заявку на консультацию через Вотсапп +7 (девять два пять) 525 0023