Мне стыдно, что у меня такой брат, и грустно осознавать это. А главное мне жаль родителей.

Вопрос психологу:
Добрый день. Моему брату 25 лет, мне 2, так же есть младший брат которому 14 лет. В детстве мы часто ссорились и даже дрались, отношения с возрастом лучше не стали. До 9 класса он был отличником и родители часто ,как по моему мнению, занижали мои умственные способности (я была ударницей). В 10 классе он начал общение с не лучшей компанией и его оценки, поведение пошло на стремительный спад. Он начал делать ставки, красть деньги у родителей, брать в долг. Когда папа поймал его за воровством денег состоялся серьезный разговор, я была в соседней комнате на тот момент и прекрасно все слышала. Брат плакал и клялся что никогда не будет этим заниматься. В этом же разговоре он сказал маме что ему не за что ее уважать, эта фраза на долго засела у мамы в голове. У нас с мамой достаточно теплые отношения и часто в разговоре она вспоминает эту фразу. В 18 лет он захотел поступить в один из популярных университетов, который находится в другом городе, ЕГЭ сдал на средние баллы, поэтому оставался только платный вариант, но на тот момент родители не были готовы платить такие деньги, учитывая что проживание тоже не дешевое. Но он настаивал только на этом варианте, родители пытались объяснить материальное положение и другие варианты. Но он говорил, что либо туда, либо никуда. Мама начала уговаривать папу, который был строго против этой затеи. В итоге родители согласились. И начались самые худшие годы нашей семьи. Мама надеялась, что он остепенится, поступив в такой престижный университет, но увы он стал играть больше, клянчить деньги каждый день у мамы, манипулировать и врать. однажды случилось такое, о чем папа до сих пор не знает , он проиграл деньги за год обучения, которые мама перевела ему, в ее же день рождения. Он часто просил в займы у меня, да у всех. Отношения родителей ухудшились из-за этого , были постоянные скандалы. Папа никого ничего не говорил брату плохого, он все выливал на маму, говорил, что она виновата во всем. Учился он там очень тяжело, прогуливал, не сдавал экзамены. Затем поступала я, у меня была четкая позиция, поступить на бюджет, я поступила в мед университет, сейчас на 6 курсе, брат закончил юр фак 3 года назад, затем пошел в армию и около года не работал. Лежал дома у родителей, ничего не делал, и никуда не пытался устроиться на работу. Потом он уехал якобы работать, но только клянчил деньги у мамы, а потом и у папы. Мама не выдержала и сказала, что никаких денег больше не получит. Он снова вернулся домой к родителям. Я приезжаю к родителям по праздникам и на летние каникулы. Мама часто плакала из-за его выходок и я сразу понимала кто он такой. Поэтому мне никогда не было его жаль, но при этом я всегда хорошо к нему относилась. При моей попытке поговорить о его поведении, отношении к маме, к работе он меня игнорировал. Так же не понимаю папу в такой ситуации, он даже мне говорит о том что брату нужно устраиваться по жизни, как он так может лежать и ничего не делать, но при этом ни слова не говорить ему самому. Получается что мама в глазах брата плохая, а папа хороший, ведь он ничего не имеет против него. Мне стыдно, что у меня такой брат, и грустно осознавать это. А главное мне жаль родителей, которые все силы и надежду вкладывали в него. При личном общении с братом я слышу только колкости в свою сторону, которые к сожалению меня задевают очень глубоко. Я стараюсь минимизировать наше общение и взаимодействие, но мама нет. Он до сих пор манипулирует, и выпрашивает деньги, врет что работает и может отправить мне сообщение с какой-то колкость на которые я даже не отвечаю. Я просто не понимаю как можно так себя вести в столь осознанном возрасте? Мама так же говорит что младший брат по поведению полностью стал походить на старшего и это ее пугает. В какой-то момент младший начал брать в пример его. Но тут включилась я и поняла что его упустить я не позволю. Мы стали хорошими друзьями с младшим братом, я стараюсь поддерживать его, говорю и рассказываю как ему лучше поступить в той или иной ситуации, стараюсь проводить время вместе когда приезжаю. С виду он закрытый ребенок, но если понять его, понять что ему нравится он очень открыт к общению. Родители работают, папа работает выхтовым методом думаю это и сказалось на воспитании двух мальчиков, как я думаю. Вопрос мой в том, почему старший брат стал таким, почему он не имеет капли уважения ни к себе, ни к родным. И может ли он поменяться когда-нибудь?
Спасибо.
Автор вопроса: Алина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Штолленверк Анна Романовна.
Алина, добрый день!
Вашей семье очень повезло, что у них есть такая умная, ответственная, и заботливая дочь!
Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, почему ваш брат стал таким и может ли он измениться, лучше всего сможет ответить семейный психолог, который работает с семьями зависимых людей. Для изменений брата нужно прежде всего его собственное желание и согласие родителей на семейную терапию. Эффективность психотерапии аддиктов, а ваш брат, по всей вероятности, является зависимым от азартных игр, во многом зависит от личностных особенностей пациентов, которые может определить клинический психолог, заочно это сделать трудно и у меня, к сожалению, не хватает информации.
По всей видимости, ваш брат зависимый человек, а родители сначала предъявляли ему завышенные ожидания, что часто бывает с первым ребенком, а сейчас испытывают чувство вины за тот, что они его не так воспитали, особенно остро это испытывает ваша мама. А ваш брат научился манипулировать, идти на разные уловки, чтобы потворствовать своим пагубным увлечениям.
Родственники часто бросаются спасать зависимых, чувствуя сильную вину и стремление взять на себя ответственность за действия аддикта. Но, к сожаление, такая тактика обречена на провал. Решая проблемы аддикта, родственники лишь дают ему еще больше шансов ввязаться в новую авантюру и быстрее деградируют, иллюзию, что ему все сходит с рук и другие виноваты в его бедах.
Я бы рекомендовала поговорить с семьей и объяснить им, что брату нужна профессиональная помочь и желательно выработать единую семейную тактику в отношении его. Постоянно решая его проблемы, родители делают ему только хуже.
Вы постарайтесь сконцентрироваться на своих переживания и чувствами в связи с братом и ситуацией в семье. Вы испытывали обиду на родителей, когда они принижали ваши способности, конкуренцию с братом. И сейчас неосознанно стремитесь доказать им, что вы хорошая и достойны их любви. Постарайтесь, разделить свою любовь и заботу о родителях и о младшем брате от гиперответственности за всю семью и за старшего брата. Отслеживайте возникающее чувство вины из-за того, что вы не дали брату денег, не ответили на его смс, не поддержали родителей, соотносите негативные чувства со своими интересами и жизненными целями.
Если у вас будут вопросы, вы можете написать мне в телеграмм @Anna_Stollenwerk
С уважением,
Анна Штолленверк