Не пустили домой родителей мужа.

Вопрос психологу:
Ситуация такая. Муж договорился со своим отцом где-то в пятницу, что в воскресенье его отец (речь шла только о нём!) привезёт зимнюю резину для машины и они вместе её поставят. Сегодня (воскресенье) звонит его мать со словами "будем через час". Время часов 9 утра было, я ещё досыпала, в 10 встала, а он пошёл к машине. Звонит мне через 20 минут со словами "ты собралась? Родители хотят зайти". Я говорю "а чего они не предупредили что зайдут в гости? Я думала только отец твой приедет. У нас дома прибраться надо, да и я в порядок себя ещё не привела". Короче, муж им это объяснил и сказал что зайти не получится, в итоге на него начали орать мол" ну и что? Все мы тоже умываемся, это не причина, что отмазки лепите?". Они обиделись, развернулись и уехали)) Муж вернулся расстроенный, колёса они не сделали (ну это не суть). Подобные ситуации уже не в первый раз, когда они звонят за час и ставят перед фактом о своём визите. Мы с мужем кучу раз их просили - оповещайте хотя бы за день о своём визите, мы подготовимся и будем вас ждать и каждый раз они это игнорируют. Живём мы не в грязи, но когда приходят гости я не могу себе позволить выйти несобранной либо не прибраться дома, хотя бы минимально пропылесосить. В итоге я написала свекрови сообщение мол так и так, извините, в след раз предупреждайте пожалуйста и мы вас ждём (в вежливой форме без наезда). Через два часа звонит мужу его отец с воплями что за чушь я ей написала, что за отмазки, и вообще зачем её приплетать. Так вот я понять не могу: что за бред? Мы сами всегда и всех оповещаем заранее о приезде, стараемся за день/несколько дней и за несколько часов до выезда. В чём проблема предупредить что хотите зайти в гости, чтобы вас ждали, а не бегали впопыхах в жалких попытках собраться? Будто специально проигнорировали просьбу, ведь не один раз просили, так потом ещё и обиделись. Я не понимаю, как к этому относиться? Были у нас в гостях один раз, в итоге отец его начал ходить по квартире и спрашивать "а чего лампочку не вкрутил? А чего тут не поменял? А чего там не делаешь?", это разве норм? Он в гости приехал или к себе? Что за вопросы, будет время дак и лампу вкрутит, и починит. Взрослый мужик отчитываться что ли должен? Короче достали своими вечными обидами. Муж расстроен, понимает и родителей, и меня. Как с ним поговорить?
П. С. Был бы его отец один, он бы не стал к нам заходить, я поэтому и растерялась. Муж к ним сам ездит частенько (к слову всегда предупреждает), дефицитом внимания не страдают, живут в часе езды от нас.
Автор вопроса: Оксана Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Аксенова Мария Александровна.
Здравствуйте, Оксана!
Благодарю за ваш вопрос!
В каждой семье существует свое понимание границ и личного пространства, того, что допустимо в отношениях между родственниками, а что нет. Для кого-то ничего не стоит прийти в гости к родственникам вовсе без предупреждения, не обращая внимание ни то что на беспорядок, а на то что у людей могут быть свои планы на это время)) И отношение к подобной ситуации при этом может быть совершенно обыденным. Но только если так в данной конкретной семье принято.
А может быть и так, что людям крайне важно, чтобы все было спланированно и подготовлено заранее. Все зависит от культуры и воспитания в каждой конкретной семье.
И здесь важно помнить, что то, что привычно и нормально для одних людей, может оказать абсолютно неприемлемо для других. Если забыть о позиции других людей, о том, что для них может считаться нормальными совершенно иные правила и традиции, возникнет недопонимание. Обиды возникают, когда люди, не сумев поставить себя на место другого человека, неправильно трактуют их поведение. Это работает в обе стороны.
Очевидно, что для вас и для родителей вашего мужа очень разнится понимание того, что приемлемо в отношениях с родственниками, а что нет.
Давайте попробуем взглянуть на ситуации с позиции родителей. Что могло стоять за внезапным порывом свекрови нанести вам визит? Вряд ли она хотела причинить вам дискомфорт своим присутствием. Я подозреваю, что ей могло и в голову не прийти, что для вас очень важно быть готовой к приему гостей. Может быть, ей просто хотелось повидаться с вами и тепло провести время?
Хотел ли отец вашего мужа доставить вам неудобства вопросами про лампочку и про быт? А может быть так неловко проявлялась его забота о вас?
Порассуждайте, в каком свете могли воспринять родители вашу позицию. И тогда, возможно, станет более очевидно, что именно их обидело и почему они восприняли ваши слова, как “отмазку”. Здесь важно помнить о позиции противоположной стороны: из каких личностных особенностей и привычек исходят люди. Может быть, с точки зрения их привычек и взглядов нет ничего особенного в том, чтобы заглянуть в гости, предупредив детей всего за час. Может быть для них, предупредить за час, это уже означает заранее оповестить о своем визите. И тогда может стать понятнее, как именно вам стоит донести свою позицию, чтобы никого не обидеть.
А еще важно определить источник и ценность вашей собственной позиции. Что стоит за потребностью заранее подготовиться, привести в порядок себя и дом? Почему так важно, чтобы вас заранее, как минимум за день, оповестили о визите?
И каковы ваши чувства во всей этой ситуации?
Это может быть дискомфорт от того, что вы проявите себя как не лучшая хозяйка. Может быть воспитание, привычки, некая внутренняя неудовлетворенность. За таким ответственным подходом к принятию гостей может прятаться и уважение к гостям, и желание порадовать, и внутренняя интеллигентность, желание показать себя с лучшей стороны. Чтобы не стояло за этой потребностью, если вы сможете объяснить ценность такого подхода для себя, вы сможете также донести его и до других.
Я знаю, как трудно говорить о чувствах. Но только открытый и честный диалог поможет не оставлять недопонимания не только в данной ситуации, но и в построении взаимоотношений в целом. Будь то с мужем или его родителями.
Возможно, как можно более открыто обговорив данную ситуации вам откроется ее новое видение, новый взгляд на саму себя, и на ваши взаимоотношения. Искренность, открытость всегда обогащают взаимоотношения между людьми. Главное, оставаться в доброжелательной позиции. Поверьте, то, с каким отношением и настроением сказаны слова, порой гораздо важнее самих слов. Это может проявляться даже в мелочах, например, в том, чтобы поговорить по телефону голосом, а не в переписке.
Очень важно и правильно уметь доносить свою позицию, отстаивать свои границы. Но можно делать это по-разному. Можно делать это, защищаясь. И защищаться будут люди в ответ. И тогда, вы будто находитесь в противоборстве, в конфликте. Что не только изматывает, но и сказывается на взаимоотношениях.
А можно в приоритет ставить родственную связь и чувства друг друга. Проявить бережность, терпение, уважение. В чем-то, возможно, пойти на компромисс. Они обязательно найдут свой отклик и ответ. И ваши взаимоотношения только обогатятся.
Не бойтесь быть открытыми. Я уверена, какой взгляд вы бы не приняли в данной ситуации, если он будет исходить из искренней доброжелательности, ваши отношения будут теплыми и добрыми.
Надеюсь, мой ответ был вам полезен. Всего наилучшего!