Кошмары и тяжелое детство - взаимосвязаны?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Испытываю большие проблемы со сном, регулярно беспокоит бессонница. В случае, когда все таки удаётся заснуть мучают кошмары. Создаётся впечатление, что кошмары - это настоящее. Сны бывают разного содержания, захват города нло, нашествие ведьм, людоеды, но во всех этих снах ключевой момент - один и тот же «демон» в разных обличьях, который хочет «похитить мою душу», о чем он постоянно говорит в моих снах.
Сны вижу от третьего лица и когда он говорит эту фразу, его глаза устремлены именно на меня.
Так же бывают сны (пример), когда я открыла глаза и увидела окровавленное лицо смотрящее на меня, после чего просыпаюсь в действительности.
Во сне очень часто ворочаюсь, бывает разговариваю, сплю только с включённым источником света, если света нет, то начинается паническая атака на уровне истерики, начинаю звонить родным, только чтобы не быть одной.
Мысль о принятии снотворного так же вводит в ужас тк думаю, что не смогу контролировать ситуацию и во время проснуться в случае опасности.
Когда сплю с человеком в комнате, боязни отсутствия света нет, но все так же снятся кошмары, ворочаюсь и разговариваю.
Хочу отметить, что если анализировать в целом, то у меня достаточно много фобий. Я ищу причину в своём детстве тк оно было очень беспокойным и ситуация в семье была не здоровая. Родители пили и часто дрались между собой, меня часто не кормили, что вынуждало воровать ещё не пропитые деньги и тратить их на еду. В школе была травля со стороны одноклассников.
Сейчас моя жизнь изменилась, я, как можно заметить, живу одна. Но испытываю проблемы не только со сном, а так же в межличностных отношениях с другими людьми в виде того, что не умею выстраивать дружеских отношений. Постоянно пытаюсь самоутвердиться и хочу слышать от людей только похвалу в свой адрес. Любая негативная критика вынуждает заниматься самокопанием и чувствую себя не нужной и никчёмной.
Вопрос заключается в том:
1. Как побороть проблемы со сном.
2. Как проработать проблемы из детства, чтобы они не отражались на взрослой жизни.
Спасибо!
Автор вопроса: Анна Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Анна!
Два Ваших запроса сплетаются в один! Травматичное детство вызывает внутреннее напряжение в течение всего дня, так как ежели самые родные и близкие люди (родители) не смогли дать определённости и защиты, то уж что ждать от других людей. Поэтому так трудно заснуть, кошмары отражают бессознательный страх жить. Яркие сны свидетельствуют о богатом творческом воображении (это Ваш ресурс, и значит, Вы умеете создавать прекрасные образы в позитивном, прямо противоположном ключе от того, что видится сейчас). Чтобы засыпать, надо учиться снимать накопившееся напряжение, расслабляться. В практических методах на нашем сайте найдёте дыхательные упражнения - это самое быстрое и простое средство, как скорая помощь. Аутогенная тренировка требует времени, и всё же судя по всему, рассказанному Вами, надо её освоить. То есть, методы и способы влиять на такие состояния существуют. Конкретно что-то рекомендовать сможет специалист, который изучит Ваши психологические особенности.
Вы говорите о том, что фобии сопровождают Вашу жизнь, что является нормальной реакцией, если живёшь с ощущением враждебности окружающего мира. Эти страхи становятся парадоксальной опорой в нашем непредсказуемом существовании. Значит надо создавать другую опору, без изматывающих страхов. Тут надо подумать над тем, что же может стать такой опорой? Она в Вас самой. Со стороны появятся подпорки, а стержень в Вас самой. Что получается у Вас лучше всего? Что интересно в себе? А в окружающем пространстве (люди, животные, искусство и т.д.)?
Вам всего 23 года, Вы сможете себя сделать. Нормализация сна на первом плане. Вот только режим бодрствования очень влияет на сон и наоборот. Всё взаимосвязано. Для хорошего настроения, хотения жить, необходим крепкий, здоровый сон, во время которого вырабатывается мелатонин( в полной темноте заметьте, так уж задумано в нашем белковом биологическом существовании), а ведь для его производства необходим серотонин( ходьба, движение, прогулки, впечатления)! Получается заколдованный круг. Что делать? Разорвать шаблон. Преодолевать своё нежелание куда-то идти (находить отговорки, оправдания..) и начать что-то делать помимо работы, что-то приносящее движение, творчество, даже простое созерцание прекрасного ( выставки картин, прикладного искусства и т.д.)
«…сплю только с включённым источником света, если света нет, то начинается паническая атака на уровне истерики, начинаю звонить родным, только чтобы не быть одной. Мысль о принятии снотворного так же вводит в ужас тк думаю, что не смогу контролировать ситуацию и во время проснуться в случае опасности. Когда сплю с человеком в комнате, боязни отсутствия света нет, но все так же снятся кошмары, ворочаюсь и разговариваю.»
Купите таймер, который будет выключать светильник в определённое время, когда Вы уже точно заснёте. А засыпать Вы будете, научившись расслабляться. И будет включать светильник до того, как Вы проснётесь. Как вариант, пока проблема присутствует.
Что касается межличностных проблем, то Вы уже осознаёте причины, понимаете, что критика воспринимается неадекватно. И всё же имеете право на проявление своих чувств. Нет обязательства, нравиться всем людям. Да это и невозможно. Принять, что каждый имеет право на своё мнение. Вы от этого лучше или хуже вряд ли станете) .
« … хочу слышать от людей только похвалу в свой адрес» - конечно, ведь тогда мир кажется более дружелюбным и безопасным.
Осознание этого поможет Вам избегать фальшивой дружбы. Зная такую Вашу слабость, льстецы могут Вас обманывать, после чего Вас будут подстерегать ещё большие разочарования. Тот, кому ничего от Вас не надо будет рубить правду-матку в глаза и обижаться стоит ли на тех, кто обнажает свои истинные мысли?
«…негативная критика вынуждает заниматься самокопанием и чувствую себя не нужной и никчёмной » - это чувство знакомо каждому, это нормально, так происходит самоидентификация, понимание людей и себя через них.
«… проработать проблемы из детства, чтобы они не отражались на взрослой жизни.». К сожалению или к счастью, мы все родом из детства.
Стоит ли полностью себя форматировать Анна? Скорее надо знать себя и учиться управлять собой. Это вполне реалистические задачи. Главное же определить свои ресурсы для тех целей, которые Вы имеете.
Найдите архив радио России, там есть замечательные записи передач доктора Данилина Александра Геннадьевича, есть ресурс Серебряные нити, его книги с упражнениями на воображение. Думаю это Вам обязательно поможет на пути к себе!
Желаю Вам успеха, Анна!