Повторяющийся кошмар после фильма ужасов "Звонок".

Вопрос психологу:
Добрый день. Надеюсь на вашу помощь. Когда мне было 14 лет, я посмотрела фильм ужасов «Звонок». Я не хотела его смотреть, никогда такое не любила, но подружка привела меня в кино, не говоря, что мы смотрим, а потом мне не хватило решимости встать и уйти - я была застенчива в те годы. Фильм был японским хоррором, очень меня впечатлил и просмотр закончился нервным срывом. Я несколько недель плакала, боялась спать и оставаться одна. Сегодня мне 33 и все эти годы меня преследует повторяющийся кошмар по мотивам этого сна. Я осознаю, что причина для страха идиотская, что фильм не такой уж страшный и привидения не существуют и не могут мне навредить. Но кошмары повторяются, иногда чаще, иногда пропадают на несколько месяцев и возвращаются. Сплю все еще со светом и спокойна только если муж или мама находятся в это время дома. Эти кошмары очень изматывают и влияют на качество сна. О чем это говорит и что можно сделать? В целом, я здорова, не имею хронических заболеваний, работаю, счастливо замужем, довольна своей жизнью. К психологу с этой проблемой не обращалась.
Автор вопроса: Белла Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемая Белла!
Попробую ответить на Ваши вопросы исходя из представленной информации.
1. О чем это говорит? Наверное, в вопросе спрашивается, о чем говорит этот сон?
Так как в сновидении воспроизводятся и обыгрываются моменты, которые вызывают страх, то сновидение говорит о том, что у Вас есть некомпенсированные страхи.
Что может помочь компенсировать страх? Не так давно, читал в статью в которой обсуждалось, что может помочь военному избежать тревоги за свою жизнь в бою. Автор этой публикации пришел к выводу, что уменьшить страх смерти у солдата могут ценности, которые выходят за рамки индивидуальной жизни – защитить семью, обеспечить существование своего народа и т.д.
С токи зрения И. Ялома, осознание конечности существования может быть источником личностного роста и помочь человеку быть более ответственным, свободным (смелым в принятии решений), противостоять одиночеству (способность искать и давать поддержку).
Исходя из этой логики, что в сюжете сна лежит некомпенсированный и не переработанный страх, можно предположить, что Вас пугают какие-то агрессивные проявления (маленькая девочка всех убивает). А еще, видимо, пугает, что Вы на нее никак не можете воздействовать (страх потери контроля). В самом сне испуг может быть связан с оцепенением.
Есть точка зрения (И. Ялом), что притворившись мертвым, т.е. путем замирания (оцепенения) человек может чувствовать что обманывает смерть (ну или другие пугающие данности). Логика тут такая: если не жить, то можно не умереть. Это как в песенке: «Если у Вас нет собаки, то ее не отравит сосед; и с другом не будет драки, если у Вас друга нет… Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь…». И. Ялом считает, что с помощью реакции замирания (притворится мертвым – т.е. не брать ответственности, не совершать выбор, не создавать близких отношений) приводит к тому, что человек отказывается от полноценной и насыщенной жизни.
Суммируя сказанное, можно предположить что кошмарный сон касается тревоги смерти, и тревоги что какие-то действия могут иметь деструктивный характер (не обязательно имеют деструктивный характер, но оцениваются как агрессивные), тревоги что все эти события неизбежны. Из-за того, что Вы столкнулись с этой тревогой в возрасте, в которым были не готовы ее переработать, эта ситуация вероятно «заморозилась». Как это влияет на Вас в реальной жизни – я не знаю (Вы про это сказали не достаточно). Теоретическими проявлениями (одно из многих) могут быть: страх принятия решений, стремление перекладывать решения (и ответственность за их результаты) на других людей.
2. Что можно сделать?
Конечно, же я рекомендую обратиться к психологу и с ним прорабатывать это кошмарное сновидение. Рекомендую обратится к юнгианскому аналитику, так как у них хорошая традиция работы с подобными сновидениями. Для меня удивительно, что Вы переживаете это кошмарное сновидение с 14 лет (т.е. 19 лет), спите при включенном свете, безопасно себя чувствуете только когда муж или мама дома, кошмары отражаются на качестве Вашего сна … и Вы к психологу с этой проблемой не обращались.
С теоретической стороны, этот страх нужно переработать для того, чтобы продуктивно жить.
Символически переработка страха может выглядеть как обуздание антагонистки сновидения, активное противостояние ей. Например, можно попробовать написать сказку, в которой первая половина - это пересказ последнего кошмара; а (во второй половине) активное противостояние антагонистке сна и сокрушительная победа над ней и отправка ее, например, в темницу.
Можно обратится к мифам древней Греции. Есть миф про Персея. Так, вот в этом мифе (кроме всех прочих приключений), Персей, со «своей командой», противостоит Медузе Горгоне. Она своим взглядом – всех превращала в камень (почти что оцепенение). Персей ее победил, смотря на нее, в отражение своего щита (как в зеркало).
Возможно, используя этот прием (смотреть в зеркало) Вы сможете, при написании, сказки победить антагонистку. Ну например, чтобы она увидела зеркало и окаменела, показать ей голову медузы, стукнуть электрошоком.
Т.е. тут принцип такой. Попробуйте в сказке придумать позитивное (для главной героини) продолжение сновидения.
Уверен, что психолог, к которому Вы можете обратится сможет найти и другие методы работы со сновидением этот страх разрешится.
Рекомендую прочитать миф про Персея,
Или же посмотреть американскую экранизацию этого мифа, фильм «Битва титанов», 2010 год. Такого рода фильмы мне больше нравятся, чем «Звонок» ;)
А еще, если Вы тревожный человек, можно посмотреть мультик Груффало.
Надеюсь, что смог Вам помочь. С уважением, БП.