Безумно боюсь мужчин, не могу справиться со страхом.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В детстве я была спокойным, но активным ребёнком. Играла и гуляла преимущественно с мальчиками. В центре внимания были именно игры и веселье, ни о каких детских влюбленностях не было и речи. В детстве с опаской смотрела на старших ребят, особенно подростков ( про взрослых мужчин даже речи не веду), мне они казались опасными, агрессивными, но в то же время умными и недосягаемыми. На этой почве начиналось самобичевание, что " я не имею право даже проходить мимо них", " кто я такая" и т.д. С детства росла без отца, если это важно. Позже появился отчим. С ним не общаемся никак, как человек он мне отвратителен. В подростковом возрасте стала переписываться в сети с парнем старше меня. Было что-то типа влюбленности, жить не могла без него, хотя жили в разных городах. Телефон из рук не выпускала. Через года два оказалось, что по ту сторону экрана писала какая-то девочка, и это все было враньём. На этом мы перестали общаться. Слезы, истерики. С компанией мальчишек перестала общаться. С одноклассниками - мальчиками только что-нибудь спросить и уйти в сторону. Стала общаться с девочками. С мальчиками даже рядом не стояла. Даже если кто-нибудь из парней со мной заговорит, я терялась, не знала что сказать, считала, что если со мной заговорил парень, значит он насмехается надо мной, у него корыстные цели, это прикол и т д. Заниженная самооценка, самобичевание. Как в детстве я боялась парней от 15-16 лет , так это и осталось. Сейчас просто парализующий страх даже перед мальчиками лет 16-ти, хотя они меня младше. Считаю мужской пол гораздо умнее меня, сообразительнее, проницательнее, хитрее. Поэтому не могу заговорить, боюсь опозориться, боюсь обмана. Рядом с парнями боюсь сделать лишнее движение, но ведь понимаю, что мне ничего не будет. Если парень самоуверенный, этакий "главарь" в компании, то дело доходит чуть ли не до панической атаки. Не могу с этим справиться самостоятельно. Боюсь прикосновений, ни разу не целовалась до сих пор, потому что избегаю всех. Такое ощущение, будто дичаю. С таким поведением недолго и остаться старой девой. Мечтаю о красивой любви, ухаживаниях и т д, но на деле не смею даже взглянуть на представителя мужского пола. К слову, среди женского коллектива чувствую себя как рыба в воде. Не знаю, как справиться со своим поведением.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Герасименко (Колос) Людмила Николаевна.
Здравствуйте Дарья.
Давайте разберемся, что происходит с Вами по каждому пункту Вашего письма. Ваш страх перед мужчинами и отношениями с ними связан с отцом. Вы не видели в детстве, как строятся отношения мужчины и женщины, у Вас не было перед глазами никакой модели, поэтому учиться всему Вам приходится самостоятельно. Работа с психологом может помочь Вам справиться со своими внутренними проблемами и изменить свой жизненный сценарий.
Потом Вы пишете про заниженную самооценку. Заниженная самооценка – ошибочное представление о себе самом. «Я никому не могу быть интересен», «я не смогу и двух слов вымолвить», «я не знаю, о чем говорить» и т.д. Такого рода утверждения неверны, нелогичны, нерациональны. Часто мы даже не можем вспомнить, на основании, каких фактов пришли к подобным выводам.
Наша самооценка формируется, прежде всего, под влиянием тех оценок, которые нам дают другие люди. То есть, мы склонны оценивать себя так, как нам кажется, нас оценивают окружающие. Особенно это характерно для детей. Совсем маленькие из них вообще не способны анализировать собственную деятельность, их самооценка полностью зависит от оценки взрослых. Возможно, кто-то говорил Вам: «Хорошие девочки не разговаривают с чужими дядями», для 3 - летнего ребенка является защитным, но способно разрушить личную жизнь девушке. Тем не менее, большинство людей продолжает жить согласно детским принципам, поскольку они глубоко осели в подсознании.
Важно научиться принимать себя славной, классной, уникальной, безупречной, драгоценной, обожаемой и любимой собою. Дальше работает правило - Как я отношусь к себе - так ко мне будут относиться и другие. Вы к себе хорошо - и мужчина к Вам хорошо. А, если не так хорошо, то девушка легко попросит и потребует взаимной заботы, чуткости, понимания, теплоты, отклика, поддержки, благодарности друг другу. И тот, кто на взаимность способен - останется, кто не способен - уйдет. Таким образом, рядом окажется только теплый и сердечный мужчина, готовый к семейным отношениям.
Так же присутствует социальный страх быть отвергнутым и высмеянным. Волнение при первом контакте присуще всем людям. Страх контакта становится навязчивым эмоциональным состоянием, приводящим к нарушению самооценки и потере самоуважения. Человека постоянно посещают такие мысли: «что будет, если я ошибусь?», «меня никто не будет слушать», «а вдруг я никому не понравлюсь?», «что скажет начальник, если я не справлюсь?». Такие опасения могут возникать при общении со значимыми для человека людьми, особенно с партнерами противоположного пола, или «Все близкие отношения приносят боль». Подобные мысли фокусируют внимание на негативных моментах, игнорируя позитивные, блокируют абсолютно любые начинания. На основании одного промаха (знакомство через интернет) Вы сделали нерациональный вывод, который привел к негативным наблюдениям и умозаключениям, а те в свою очередь, укрепили веру в эти нерациональные убеждения и получился замкнутый круг.
Потом много ожиданий - «я должен», «они должны», «я всем и всегда должен», «я должна быть общительной», «он должен подойти первым», «они должны меня слушать». Стремление к выполнению этих установок несет негативные эмоции, что затрудняет выполнение желаний, которые стоят за «должен». Люди не обязаны соответствовать ожиданиям других - это невозможно. Откуда они могут знать, чего мы от них ожидаем? Ожидания строятся на основании собственных убеждений, а убеждения других людей могут кардинально отличаться от наших.
Излишнее стремление соблюдать приличия – «А что обо мне подумают люди?» Вопрос, который многим мешает проявлять себя в каких-либо формах. Открытое проявление эмоций кажется опасным делом, поскольку они могут кого-либо задеть или обидеть. Такие люди избегают каких-либо проявлений вообще, а потому и никого не интересуют!
Возможно, нет навыка в выражении чувств – не научили умению говорить о своих чувствах, проявлять интерес, злость или любовь. Этот навык формируется с детства. И если в семье не было принято выражать чувства, то и ребенок переносит этот опыт во взрослую жизнь. Он действительно не знает, что сказать и как себя вести с другим человеком. Даже если человек может завязать знакомство на начальном этапе, в дальнейшем отсутствие этого навыка делает его беспомощным в общении.
Не бойтесь ходить на свидание, с противоположным полом, мужчины это обыкновенные люди. Говорите «ни о чем»! Ну, например самое банальное:
Какая сегодня отличная погода! И дальше… Когда такая погода? я люблю делать то-то ….. А вот в прошлом году, когда была такая погода, я в это время был там-то и со мной произошло вот это….
Обязательно всплывет что-то забавное про себя или про друзей или про родственников. Применяйте это алгоритм ведение непринужденной беседы, общайтесь с любыми мужчинами и страх общения с ними пройдет.
Иногда мужчин пугает то же самое что и нас, они так же стесняются с нами общаться, боясь, что мы о них подумаем.
Все страхи идут из детства. Где-то нас в детстве обозвали друзья
(толстуха, очкарик, долговязая), где-то родители высказали свою оценку по -поводу нашей внешности (три волосинки на голове), здоровья (дохленькая ты моя), поведения, учителя по поводу способностей (дубина), и мы перенесли все это в свою взрослую жизнь, хотя таковыми давно уже не являемся. Плюс добавляется отсутствие здорового опыта общения с отцом. А ведь это первый мужчина в жизни каждой женщины. И от этого опыта зависит очень многое в способности строить отношения с противоположным полом.
Но все поправимо. Если вам страшно, и вы стесняетесь, не бегите от этого состояния. Войдите в него, будьте в нем, смотрите ему в глаза и наблюдайте, что будет происходить дальше. Страх растворится и стеснительность пройдет.
Главное, не бегите от них, иначе они будут бегать за вами всю жизнь.